Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Актриса Зоре Билялова в истории ансамбля «Хайтарма» (К 110-летию со дня ее рождения)

На выставке «Ансамбль «Хайтарма» — 80 лет на службе искусству» в центральном разделе экспозиции вниманию зрителей представлены афиши ансамбля «Хайтарма» разных лет, которые являются своеобразной летописью истории легендарного коллектива. Каждая из афиш рассказывает об определенном этапе творческой деятельности, и, в сущности, по ним можно отследить концертные программы, замыслы и духовные искания артистов ансамбля. Одна из таких красочных афиш посвящена спектаклю «Къайнана» – «Теща» и рассказывает об истории постановки в ансамбле «Хайтарма» спектакля по мотивам одноименной пьесы М. Шамхалова. Жанр спектакля – музыкальная комедия, в основе которой лежит семейный конфликт на бытовую тему.

В депортации у крымскотатарского народа не было своего театра, и, как известно, единственным очагом культуры был ансамбль «Хайтарма». И уже первый художественный руководитель коллектива Ильяс Бахшиш, чтобы поднять уровень и разнообразить концертные выступления артистов принял решение включить в репертуар ансамбля театрализованные постановки. Одной из первых таких постановок был спектакль «Арзы къыз» — «Девушка Арзы».

В 1960 году артисты ансамбля приступили к постановке спектакля «Къайнана». Как опытный руководитель, Ильяс Бахшиш понимал, что играть главную героиню – къайнану – тещу на сцене должна актриса. Поэтому на эту сложную роль в ансамбль была приглашена актриса Зоре Билялова, работавшая на сцене Крымского Государственного Татарского театра Крымской АССР в г. Симферополь с 1928 по 1941 гг. Выселенные из родного Крыма, многие актеры этого театра, как и Зоре Билялова были вынуждены зарабатывать на жизнь и работать не по специальности. На тот момент актриса работала в поликлинике в Ленинабадской области Таджикской ССР. В фондах музея имеется письмо от 25 марта 1960 года на имя главного врача поликлиники за подписью директора Узбекской государственной Эстрады Мусабекова «с просьбой разрешить отпуск без сохранения содержания Биляловой Зоре, которая приглашена на временную работу в татарский ансамбль в качестве артистки драмы для участия в постановке «Къайнана».

Актриса драмы Зоре Билялова с 18 лет вливается в театральную среду. Ученый Рефат Аппазов так описывает то время, вспоминая актрису в своей книге «Следы в сердце и памяти»: «…в театре работала моя тетя, Зоре Билялова, блестящая исполнительница роли свахи в очень популярной пьесе тех лет «Аршин мал алан». Демонстрации отдельных сцен из этой пьесы в ее исполнении в домашних условиях я хорошо помню до сих пор…».

Героини, сыгранные Зоре Биляловой, отличались не только удивительной жизненностью, правдивостью чувств, но и женской привлекательностью. В классическом репертуаре это мать Луизы по пьесе Ф. Шиллера «Коварство и любовь», Эмилия в «Отелло» В. Шекспира, Мартина в пьесе «Лекарь поневоле», уборщица тетя Мотя в спектакле «Рельсы гудят». В национальных постановках театра тех лет – сваха в спектакле «Къара къыз», къуда (сваха) в «Арзы-къыз», в спектакле «Кемали Къарт» роль жены Кемали и многие другие. Ролей было много, за период своей творческой театральной жизни в Крыму Зоре Билялова воплотила на сцене разноплановые образы. Старуха, крестьянка, колхозница, ткачиха, уборщица, — далеко не полный перечень сыгранных ею ролей.

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения актрисы Зоре Биляловой, любимой исполнительницы главной роли в спектакле «Къайнана» из репертуара ансамбля «Хайтарма».

О постановке «Къайнаны» и ее главной героине в исполнении Зоре Биляловой написал в своей книге «Театр санъатымызнынъ саифелеринден» — «Страницы нашего театрального искусства» режиссер довоенного крымскотатарского театра, первый автор монографии о национальном театре, Гъани Мурад: «Можно ли у больного спросить, хочешь ли ты быть здоровым? Одна из тех, кто болел театром, была Зоре Билялова. Она сразу же откликнулась на приглашение Ильяса Бахшиша сыграть къайнану». И, в итоге, подчеркивает Гъани Мурад, «несмотря на свои годы, в кульминационных точках ей удалось показать на сцене образ бушующей, ядовитой, сварливой старухи. Было признано, что актриса сыграла эту роль на высоком уровне, которая была отмечена не только в республике, но и за ее пределами».

Проходят годы. Время открывает нам новые имена, вновь созданные театральные постановки, концертные программы. Но по-прежнему творческое наследие талантливых артистов определяет целую эпоху в истории национального искусства, даря неповторимые впечатления от встреч с мастерством и профессионализмом.

Джемилева С. М., заведующая отделом научно-экспозиционной работы ГБУ РК КМКИН

Галерея

RU   QT
Обратная связь