Учредитель Министерство культуры Республики Крым

…Дарить людям музыку…Заслуженный работник культуры Узбекской ССР, Заслуженный деятель искусств Украины композитор Эдем Налбантов (1926 – 1999)

Эдем Налбантов родился в семье потомственных кузнецов 25 декабря 1926 года, в Крыму, в селе Къапысхор (с. Морское) Судакского района и очень рано приобщился к музыке.

Со слов дочери композитора Эльмиры, отец рассказывал: «К музыке я потянулся с тех пор, как помню себя. Мои родители: отец- потомственный кузнец Налбантов Усеин аджы Ибраим (1880 г.р., с. Капсихор), мама Налбантова Хатидже Умер къызы (1896 г.р., с. Ай – Серез) Судакского района. В семье нас было шестеро.

Судак славился своими певческими традициями в Крыму. В нашей семье эти традиции продолжала мама, которая обладала сильным и красивым по тембру голосом. Она часто пела разные по содержанию и характеру народные песни. Особенно запали в мою душу детские песни: «Меним огълым батыр» (Мой сын богатырь), «Шимди анем келеджек»(Возвращение мамы), «Айя десем ярашыр»(Колыбельная), «Къара тавук»(Черная курица), «Шайтанчык»(Бесенок), «Ойна, балам, ойна»(Танцуй,сынок ,танцуй). Любил в ее исполнении шуточные песни: «Дев-дев (Великан)», «Сычан» (Мышка), «Акъ, къоюн (Белый барашек)» и из свадебно-обрядовых песен: «Яр-яр», «Агълама, келин». Среди лирико-протяжных песен особенно она любила петь: «Мени гъамдан азат ийле», «Топузлы шалым», «Вир данем, Айшем», «Вир къуш эдим», «Акъшам олду», «Бу геджелер», «Къара денъиз устюнде», «Лейлям», «Явлугъим», «Гидинъ, булутлар». Эти и другие душевные песни, мама пела почти до конца своей жизни. Я, бесконечно благодарен ей за то, что она привила мне большую любовь к народной песне. Сегодня они являются основным источником в моем композиторском творчестве…».

«…Я рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта,- рассказывал отец, – жизнь народа, его празднества, обряды, горести, радости, красочные звучания крымскотатарских, русских, армянских, греческих напевов в исполнении народных певцов и инструменталистов – все эти впечатления юных лет глубоко запали в мое сознание и оказали большое влияние на мое формирование, как музыканта.

В детские годы на мое музыкальное и художественное увлечение большое влияние оказал Эмин Каишев, мой первый учитель, который был разносторонне одаренным человеком. Он не только играл на многих музыкальных инструментах, но и хорошо рисовал. Я стремился ему во всем подражать…

Мы не стали приемниками отца, а связали свою судьбу с искусством. Младший брат Ахтем – впоследствии окончил класс баяна в музыкальном училище гор. Ленинабад Таджикской ССР (трагически погиб); сестры: Сафие – балетмейстер, Субие – окончила Театрально-художественный институт им. А. Островского Ташкент Узбекская ССР, сегодня она Заслуженный журналист Украины, только младшая сестра Шевхие – стала врачом. Двоюродные сестры Сакине Налбантова была артисткой-вокалисткой Крымского радио, а Сание Налбантова была актрисой Крымского музыкально-драматического театра».

В голодные 30-е годы семья была вынуждена покинуть Капсихор, свое родное село и перебраться в Карасубазар (ныне г. Белогорск).

В 1936 году Эдем Налбантов поступил в специальную музыкальную школу по классу скрипки. В годы учебы в музыкальной школе под руководством опытного педагога Юсуфа-оджа, юноша быстро начал овладевать навыками скрипичной игры. Вскоре состоялись и первые его сольные выступления в школьных концертах. Но мирную жизнь прервала Великая Отечественная война.

18 мая 1944 года – трагическая страница в жизни каждой семьи крымскотатарского народа. Семья Эдема Налбантова была выслана из деревни Азберды Карасубазарского района в Марийскую АССР, Медведевский район, лесоучасток Ошла. Судьба на чужбине была настолько суровой, что будущий композитор был вынужден, чтобы прокормить большую семью, поначалу рубить лес. И даже, за нарушение паспортного режима, он был осужден на несколько лет. Затем Эдем Налбантов работает пожарником, киномехаником, а перед показом фильмов играет на скрипке.

В 1947 г в детском доме этого же района Э. Налбантов работает учителем музыки. Вскоре талант музыканта обратил на себя внимание. Эдема под конвоем доставляют на концертное выступление в Йошкар-Олу и в 1948 году Народный артист Марийской АССР Павел Тойдерман приглашает его артистом хора в Государственную филармонию Марийской АССР.

Этот хоровой коллектив дал многое в дальнейшем музыкальном развитии Эдема Налбантова.

Успешно выдержав вступительные экзамены, в 1950 учебном году Эдем Налбантов поступает в музыкальное училище им. И. С. Палантая на факультет «хоровое дирижирование» г. Йошка-Ола Марийской АССР, совмещая учебу с работой.

Началась новая страница жизни композитора.

Первые шаги, как молодого композитора, относятся именно к этому периоду его жизни. Вспоминая о своем учителе по композиции (Н. А. Сидушкине), Эдем Налбантов отмечал: «Внешняя сдержанность и в то же время какая-то необычайная душевная щедрость, скупость жеста и широкий полет мысли, большая эрудиция, строгость к ученикам и теплота гармонически сочетались в этом, любимом и дорогом для меня, человеке. Своими знаниями он щедро делился со своими учениками».

Все это формировало творческую личность композитора. В эти же годы он написал целый ряд пьес. Для скрипки, фортепиано и различного состава инструментальных ансамблей, записывал на слух крымскотатарские народные песни, которые он помнил с детских лет и из уст дорогой мамы и старика-певца Бекир агъа из деревни Шелен и делал на их основе первые свои обработки. Среди хоровых обработок этих лет наибольшую известность получили песни, переложенные для хора без сопровождения (а,капелла): «Араба къапу», «Къыналы пармакъ»,»Кене ешилленди дагълар», романс русского композитора Варламова «Забудешь горе, пой» и песня Биксио «Быть тебе только другом», которые были впервые исполнены Марийским филармоническим хором.

1954-1956 гг. — учеба в музыкальном училище им. Садырхон – Хафиза (г. Ленинабад, Таджикистан) по классу «хорового дирижирования».

1957-1962 гг. — учеба в Ташкентской Государственной консерватории на факультете «Хоровое дирижирование», где его преподавателем была опытный педагог Елена Михайловна Кензер.

В 1962 году Эдем Налбантов получает заветный диплом. Начинаются годы интенсивной творческой деятельности. Работа в Ленинабадском музыкальном училище, руководство симфоническим оркестром, оркестром народных инструментов, ансамблем рубабисток. Совместно работает с Ленинабадским театром кукол. Так появляются детские спектакли «Друг Афенди» (по А. Карабейникову), «Слоненок» (Л. Кравченко).

В 1964 году Узбекская Государственная филармония им. Кари-Якубова города Ташкента приглашает Э. Налбантова на должность художественного руководителя Татарского ансамбля песни и танца, по настоянию редактора газеты «Ленин байрагъы» А. Ислямова и Эшрефа Шемьи-Заде. За короткий срок была подготовлена концертная программа в двух отделениях. После обкатки концертной программы по Узбекистану руководство республики решает отправить Эдема Налбантова и ансамбль на гастроли за ее пределы. Татарский ансамбль песни и танца гастролирует по республикам Средней Азии и Казахстана, республикам Закавказья и Северного Кавказа, РСФСР.

Таким образом, в период 1964 — 1965 гг. Эдем Налбантов руководит этим коллективом. И в 1965 году, в результате долгих усилий, Эдему Налбантову удается дать коллективу название татарский ансамбль песни и танца «Хайтарма». Но без жилья дальнейшая работа в ансамбле невозможна. По настоянию семьи Э. Налбантов возвращается в г. Ленинабад, Таджикской ССР.

В 1970 г. Министерство культуры Узбекистана приглашает его открыть Ташкентское областное музыкальное училище в г. Бекабад, Узбекской ССР, и утверждает на должность заместителя директора и педагога. Много сил и энергии вложил Э. Налбантов, работая руководителем хора и симфонического оркестра. В городе Бекабаде Эдем Налбантов развернул большую общественную деятельность по организации хоровых коллективов. Но все же главное его пристрастие – сочинение музыки.

В 1976 году Эдему Налбантову присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Узбекской ССР».

2 февраля 1976 года Эдем Налбантов принят в члены Союза композиторов СССР и Музыкального фонда СССР. Решение было утверждено Первым секретарем правления Тихоном Хренниковым.

Ташкентский период можно назвать зрелым. Именно в это время создаются произведения, отмеченные особой выразительностью и характерностью образов, значительностью масштабов формы, богатством новых средств выражения для кристаллизации национального стиля.

Его вокальные произведения исполняли известные артисты Узбекистана: заслуженная артистка Узбекской ССР Мухаббат Шамаева, Клара Джалилова, Рано Шарипова, Эдие Топчи, заслуженный артист АРК Осман Асанов, Субие Налбантова, заслуженный артист Узбекской ССР Февзи Билялов.

В одной из статей «Любовь к музыке» Э. Налбантов в обращении к молодежи пишет: «Любите музыку, изучайте! Музыка поможет вам увидеть мир прекрасным! Она научит вас жизни, поднимет настроение! Музыка откроет неизведанные дали, она научит вас видеть хорошее и плохое в жизни!».

В 1993 году композитор Эдем Налбантов возвращается с семьей на родину, в Крым. С этого времени композитор работает в Симферополе в музыкальном училище, преподает хоровое дирижирование и композицию.

В 1996 году за весомый личный вклад в приумножении национальных духовных ценностей и высокий профессионализм Указом Президента Эдему Налбантову присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Украины».

В 1997 году ректор Крымского индустриально-педагогического университета Февзи Якубович Якубов приглашает Эдема Налбантова открыть кафедру «Музыкальное воспитание» по двум направлениям: «Хоровое дирижирование» и «Народные инструменты». Много времени Э. Налбантов уделял педагогической деятельности.

В 1997 году Э. Налбантову Постановлением Совета министров АРК присуждена Государственная премия Республики Крым.

В 1998 году Мировым библиографическим институтом в Нью – Йорке награжден «Медалью чести» за верность идеалам процветания всех народов, вклад в мировую музыкальную сокровищницу.

Жизнь Эдема Налбантова оборвалась 22 мая в 1999 году.

Мне выпала возможность общаться с композитором. И в одной из наших встреч, в ходе беседы, было подготовлено интервью с композитором, опубликованное на страницах периодической печати под названием «… Дарить людям музыку», в котором Эдем агъа на последний вопрос: «Считаете ли Вы себя счастливым человеком ?», — ответил: «…Я счастлив, что могу в силу своих возможностей внести свой вклад в культуру нашего народа, дарить людям музыку и душевное равновесие, которое всегда приходит вместе с ней…»

Джемилева С. М. Заведующая отделом научно-экспозиционной работы ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия»

При подготовке материала использованы воспоминания дочери композитора Эльмиры Налбантовой, Заслуженной артистки Украины, Народной артистки Республики Крым, Лауреата премии АРК

Галерея

RU   QT
Обратная связь