Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Эпопея крымского Фарадея — Ибрагима Факидова

В истории открытия, исследования и освоения Арктики Советскому Союзу принадлежит одна из ключевых ролей, продолжаемая в современном мире Россией. Особое место в ряду крупнейших мероприятий занимают события 1933-1934 г., связанные с попыткой прохождения Северного морского пути, дрейфом и спасением участников экспедиции на пароходе «Челюскин».

Перед экспедицией, вышедшей в море 2 сентября 1933 г., была поставлена небывалая задача – за одну навигацию пройти на пароходе «Челюскин» из Мурманска во Владивосток, доказав пригодность Северного морского пути для транспортировки грузов неледокольным, обычным транспортом.

Начальником экспедиции был назначен руководитель Главного управления Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (не путать с П. П. Шмидтом — одним из руководителей Севастопольского восстания 1905 года).

Среди экипажа арктической экспедиции на «Челюскине» были и двое крымчан – физик-исследователь Ибрагим Факидов и писатель Илья Сельвинский, однако автор нашумевшей «Улялаевщины» ради участия в конкурсе, куда он повез свою пьесу «Новый свет», вскоре сошел на одной из стоянок.

Ибрагим Факидов родился в Крыму 1 августа 1906 г. в селе Куру-Узень (крымскотат.  Къуру Узень) Алуштинского района, по его воспоминаниям, все его детство прошло между виноградниками и морем. Поступил на трехгодичные курсы Симферопольского рабфака, дающие право поступления в любой вуз страны без экзаменов. С большим трудом ему давались язык и литература – сказалось незнание русского языка, но в физике, математике Ибрагим был первым.

После рабфака в 1925 году поступил на физико-механический факультет Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина. На последнем курсе получал стипендию Ленинградского физико-технического института (ЛФТИ), по окончании института поступил сюда же на работу. В ЛФТИ начал свою научную работу в магнитной лаборатории. В 1931 г. опубликовал первую научную статью. В 1932 году из ЛФТИ был выделен Уральский физико-технический институт, который переехал в Свердловск. Так Факидов оказался на Урале. Потом была магнитная лаборатория, на базе которой академик А. Ф. Иоффе с Серго Орджоникидзе создали будущий институт физики металлов Уральского отделения Академии наук России. Директор института академик А. Ф. Иоффе направил туда способнейших и зрелых – не по годам, а по таланту – своих сотрудников, среди которых оказался и Ибрагим Гафурович Факидов, который вскоре возглавил лабораторию электрических явлений.

В 1933 г. академик О. Ю. Шмидт, с ним он впервые встретился в 1932 г. в полярной экспедиции на Северную Землю на ледоколе «Русанов», пригласил Ибрагима Факидова на «Челюскин». К этому времени двадцатисемилетний ученый Ибрагим Факидов, несмотря на то, что южанин, был уже не новичком в полярных экспедициях. За несколько лет до этого он, как человек, разбирающийся в магнетизме, отправился за Полярный круг вместе с геологами, а затем участвовал в экспедиции на Северную землю, организованной Всесоюзным арктическим институтом. Радист челюскинцев Эрнст Кренкель в книге «RAEM – мои позывные» вспоминал: «Так на борту появился симпатичный член экипажа – инженер-физик Ибрагим Гафурович Факидов, двадцатисемилетний научный сотрудник Физико-технического института. Этот удивительно талантливый человек до шестнадцати лет не знал ни одного русского слова, но, несмотря на это, за последующие двенадцать лет своей жизни он стремительно достиг многих вершин науки. Скорые на клички челюскинцы прозвали молодого физика Фарадеем».

За время рейса И. Факидов установил приборы более чем в 80 точках корабля и охватил наблюдением до трех четвертей всей поверхности корпуса корабля. И днем, и ночью он спускался в трюм корабля, осматривал приборы, записывал цифры. Работам Факидова придавалось большое значение. Результаты его наблюдений немедленно передавались в Ленинград.

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами, «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года из-за сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. В 200-300 метрах от корабля Факидов установил палатку-лабораторию, которая стала центром лагеря Шмидта. Ее так и назвали «палатка Факидова».

Потерпевшие кораблекрушение смогли организовать в ледовом лагере чёткую дисциплину и порядок, благодаря чему удалось сохранить жизнь людей и создать условия для дальнейшей эвакуации.

Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну. Тысячи людей рвались спасать экспедицию. В Москве был создан штаб, который возглавил Валериан Куйбышев. Рассмотрев разные предложения, сочли лучшим вариантом использование авиации. Поискам экспедиции мешали очень плохие погодные условия, особенно сильный туман. Первым самолётом, севшим на льдине, был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского. Примечательно, что до этого он произвёл 28 вылетов и только 29-й стал удачным. Основной вывоз потерпевших крушение начался через 13 дней и длился две недели. Всех эвакуировали за 24 рейса. Летчики совершили подвиг, сумев посадить самолеты в 40-градусный мороз на площадке 150 на 400 метров.

Страна высоко отметила подвиг спасателей. Золотую звезду получили лётчики А. Ляпидевский, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. Это были первые Герои Советского Союза.

Были награждены и все участники экспедиции. 19 июня 1934 года в Москве при огромном стечении народа состоялась торжественная встреча челюскинцев.

За участие в походе парохода «Челюскин» И.Г.Факидов в 1934 году был награжден орденом Красной Звезды. В Кремле М. И. Калинин, вручив Факидову орден Красной Звезды № 307, предложил всем награжденным сфотографироваться вместе с членами правительства. Ибрагим Гафурович запечатлен на снимке стоящим в первом ряду рядом с Михаилом Ивановичем Калининым.

Популярность героев-полярников в те годы можно сравнить только со славой первых космонавтов, а в метриках новорожденных в 1934 году появилось новое имя Оюшминальд(а) — «Отто Юльевич Шмидт на льдине».

С державой, которая устраивает грандиозные научные экспедиции и может с помощью авиации вызволить своих граждан из ледового плена, приходится считаться. Трудно было отмахнуться и от того, что в этой операции достойно показали себя самолеты, сконструированные и произведенные не где-нибудь, а в СССР. Это внушало уважение и к советской индустрии, и к Красной Армии.

«Что вы за страна!.. Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество!» — воскликнул тогда Бернард Шоу. Именно после спасения челюскинцев в мире поверили в Советский Союз.

После окончания челюскинской эпопеи, Ибрагим Факидов переехал на Урал.

Челюскинца же Факидова, ставшего «оборонным физиком», трагический для крымских татар 1944 год застал в Свердловске, и его, одного из немногих представителей этого народа, волей судьбы оказавшихся за пределами Крыма, не коснулась депортация и последующая трагическая судьба.

В своих воспоминаниях Отто Юльевич Шмидт написал, что в самые суровые дни испытаний на мужество молодой ученый И. Г. Факидов подал заявление о приеме в партию большевиков. Прием в партию состоялся в поезде на обратной дороге в Москву. Но партийный стаж его исчисляется только с 1945 года. Одиннадцать лет партийные функционеры не могли осмелиться оформить прием в партию. Во всех анкетах Ибрагим Факидов как будто специально подчеркивал свое крымскотатарское происхождение, потому, видать, не вовремя написал заявление в партию почетный полярник Ибрагим Факидов, задав головную боль партийным функционерам.

Во время войны Факидов записался в особый истребительный отряд. Однажды случайно встретился с Курчатовым — они были знакомы еще по совместной работе в ЛФТИ. Игорь Васильевич сказал: «Ты ведь по специальности магнитчик, а сейчас надо обезопасить корабли. Так что приходи к нам…». Так в 1942 году по указанию Оборонной комиссии горкома КПСС он был переведен в группу академика И. В. Курчатова и А. П. Александрова (будущего президента Академии наук СССР) по размагничиванию кораблей. Долгое время их работа была военной тайной. Лишь в октябре 1985 гола Ибрагим Гафурович рассказал о своей работе в статье «Размагничивали корабли».

С 1946 г. до выхода на пенсию в 1986 году Факидов работал заведующим лабораторией электрических явлений ИФМ УНЦ АН СССР. В 1935 г. ему присуждена степень кандидата физико-математических наук, в 1936 году – звание доцента, в 1961 – звание профессора. Скончался в 2002 году.

В крымском селе Малореченское улица Солнечная переименована в улицу имени И. Г. Факидова.

Абдураманова Ш. А., методист по научно-

просветительской деятельности ГБУ РК КМКИН

Галерея

RU   QT
Обратная связь