Учредитель Министерство культуры Республики Крым

КРЫМСКИЙ ЮРТ

Дата:

Комплекс мечети хана Узбека и медресе Инджи-бей-хатун

Сейчас даже сложно представить, что ныне небольшой городок Старый Крым (Эски-Къырым) расположенный в восточной части Крымского полуострова некогда являлся административным и экономическим центром. В средневековый период крымской истории он был известен под названием Къырым или Солхат и представлял собой богато украшенный, шумный и многоликий город. Благодаря своему выгодному географическому положению и активной международной торговле, возникший в XIII веке Солхат разрастался быстрыми темпами и вскоре снискал славу как один из самых величественных городов своего времени.

Главной достопримечательностью города безусловно является Мечеть хана Узбека датируемая 1314 годом, к которой примыкают развалины медресе Инжи бей-хатун (1332-1333 г.) —  одного из старейших высших мусульманских духовных учебных заведений в Восточной Европе. Мечеть Узбека представляет собой здание базиликального типа. Внутри мечеть разделена на три нефа двумя параллельными рядами 8-гранных колонн со сталактитовыми капителями, продольно соединенных стрельчатыми арками. Перекрытия здания деревянные, крыша двускатная, крытая черепицей. Главный вход расположен в северной стороне и был обрамлен высоким резным порталом, на котором сохранилась арабская надпись: «Построено это здание благословенной мечети в дни правления великого хана Мухаммеда Узбек хана».  В юго-восточный угол мечети встроен высокий минарет, вход в который ведет из мечети по винтовой лестнице. Мечеть на протяжении всей своей истории часто подвергалась разрушению и несколько раз перестраивалась вследствие чего, к сожалению, не сохранилась в первозданном виде.

Медресе представляло собой прямоугольное здание с внутренним двориком по периметру которого тянуться галереи с рядами одинаковых входов в комнаты. Посреди двора располагался бассейн с красиво украшенным фонтаном, а снаружи здание было окружено глухою стеною с узкими окнами. Вход в медресе представлял из себя великолепно украшенный резными орнаментами и арабской каллиграфической надписью портал, который достигал в высоту более 10 метров. По свидетельствам турецкого путешественника Эвлии Челеби, который посетил эти места во второй половине XVII века надпись на портале гласила «Приказала построить это благословенное медресе во время султана справедливого Мухаммед Герай-хана, да продлится его счастливое правление, о, Благий, Повелитель мира здешнего и Податель благополучия, Инджи-бей-хатун, дочь бея Кылбуруна, эмира эмиров».

До наших дней портал не сохранился, единственное его изображение можно увидеть в работе художника М. Иванова созданной в 1783 году.

Комплекс мечети и медресе по праву считается одним из самых известных памятников мусульманской культуры Крыма. К нашему большому сожалению архитектурный памятник сохранился в плачевном состоянии. О былом величии медресе напоминают лишь руины этого славного учебного заведения. Сохранились лишь отдельные элементы архитектуры здания, фрагменты архитектурных деталей и элементов декора.

Кадыров Р.Р.

                                           Заведующий Музеем истории и археологии

                                           г. Старый Крым

 

Духовная культура Крымского Юрта

Ранее мы упоминали о том, что в период средневековья город Солхат — Къырым (Старый Крым) благодаря своему политическому и экономическому положению, получил славу одного из самых величественных городов своего времени. Однако помимо развития инфраструктуры, городской культуры и торгово-экономических отношений Крымский Юрт был высоко развит и духовно.

Широкое распространение мусульманского вероучения характеризуется активизацией образовательных процессов и появлением новых культурных центров в мусульманском мире. Одним из таких центров являлся и город Къырым. Расположенное в городе учебное заведение — медресе, очевидно не ограничивало образование только в рамках узко богословских наук. Преподавались право, логика, филологические дисциплины и др. На протяжении XIII-XIV веков в столице Крымского юрта находились и работали целая плеяда авторитетных мусульманских ученных.

Доподлинно известно, что в этот период создаются литературные памятники, представляющие общемировую ценность. В частности, это поэма на сюжет коранической легенды о Юсуфе и Зулейхе принадлежащая Махмуду Къырымлы (XIII в.). Этот сюжет является одним из часто встречаемых в исламской литературе. Он присутствует в Коране, где соответствующему преданию посвящена отдельная сура (№ 12, «Юсуф»). История любви Юсуфа и Зулейхи охарактеризована здесь как «прекраснейшая из историй. Поводом этому послужила личность главного персонажа – пророка Юсуфа, по религиозным преданиям считающегося самым прекрасным человеческим созданием. Произведение сохранилось в переводе с «крымского» (дештикыпчакского) языка на тюркский, было сделано младшим современником автора поэтом Халиль-оглу Али.

Еще один литературный памятник общемирового значения был написан предположительно между 20-40 годами XIV века в городе Къырым. Это 800-сот страничный поэтический трактат «Календер-Наме», принадлежащий перу  Эбу-Бекра Календера.  Сам ученый являлся выходцем из Анатолии, но долгое время прожил в Крыму. Произведение представляет собой богословский труд, посвященный самым разным вопросам суфийской доктрины, написанный в стихотворной форме на персидском языке. Это произведение является яркой демонстрацией средневековой религиозной мысли и на сегодняшний день является богатым источником информации для научных исследований.

Говоря о письменном наследии, мы обязаны упомянуть о древнейшем памятнике крымскотатарского языка – Кодекус Куманикус (Codex Cumanicus). Он считается единственным письменным памятником кыпчакского языка, был создан в Крыму в начале XIV века (?) итальянскими миссионерами. Памятник составлен на основе разговорного языка западной ветви кыпчаков, он включал в себя практический словарь кыпчакского языка, в котором упоминаются слова повседневного обихода и специальная терминология по вопросам торговли, религии, астрономии и т. д. Единственный список храниться в библиотеке собора Святого Марка в Венеции.

Кадыров Р.Р.

                                           Заведующий Музеем истории и археологии

                                           г. Старый Крым

 

Исследования средневекового Солхата

Мы уже упоминали ранее, что Старый Крым – удивительный городок, в средневековье по красоте и богатству его сравнивали со всеми великими городами мира.   Во многом наши знания о памятниках Старого Крыма, его истории и культуре исходят из исследований ученых, занимавшихся археологическим изучением древностей. Здесь на относительно небольшой площади города располагается большое количество архитектурных объектов и археологического материала. Исследования средневековой столицы Крымского Юрта начались еще в 1850-х годах с описания Старокрымских памятников историком Г.И. Спасским. В 1886 году его работу продолжил профессор, востоковед В.Д. Смирнов, который составил общее описание памятников старины.

Первые полномасштабные археологические исследования средневекового городища проводились экспедицией Всесоюзной научной ассоциации востоковедения под руководством Ильи Николаевича Бороздина. В ее состав вошли профессор А.С. Башкиров, директор Бахчисарайского музея Усеин Боданинский, хранитель Центрального музея Тавриды Павел Голландский, преподаватель крымского педагогического института Осман Акъчокъракълы и архитектор Главнауки Б. Н. Засыпкин. Исследователи провели масштабные раскопки на территории медресе Инджибек-хатун, караван-сарая и т.д. Прежде всего ставилась цель исследовать средневековые мусульманские памятники. Ими было обнаружено и классифицировано большое количество эпиграфических памятников и именно они исследовали мавзолей, расположенный на территории медресе и обнаружили две надмогильные плиты, одна из которых принадлежала основательнице этого учебного заведения Инджибек-хатун.

С 1978 года по настоящее время раскопки средневекового городища проводятся Старокрымской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Марка Григорьевича Крамаровского. За это время в Старом Крыму были исследованы практически все известные архитектурные памятники: мечеть хана Узбека 1314 года, так называемая мечеть Бейбарса, руины Куршун-джами (Свинцовая мечеть), остатки крепостных башен и стен. В результате этих раскопок более 10 тысяч предметов, выявленных в ходе  исследований в 2019 году, было передано в Музей истории и археологии, расположенный в городе Старый Крым. Эти предметы, ставшие музейными экспонатами, еще предстоит изучить. В каждом из них хранится частица славной истории некогда великого города.

                             Кадыров Р. Р.,

заведующий Музеем истории и  археологии,

г. Старый Крым

 

 

 

 

 

Галерея

RU   QT
Обратная связь