Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Идентификация одной из трех мечетей Токал Джами

Все так же льется Божья милость

С непререкаемых высот…

А. Ахматова

Согласно Камеральному описанию 1784 г. в Акмечети было 7 мечетей, одно медресе, три мектеба. Число мечетей во времена пребывания здесь калги-султана, вероятно, было больше, т. к. многое было разрушено в первые годы после 1783 г. С другой стороны, за период протяжения всего XIX и начала XX веков был возведен ряд мечетей, к примеру, в первой половине XIX века на средства трех братьев — Сеит-Сеттара (тогдашнего головы Кантарной части города), Сеит-Нафе и Сеит-Вели (разрушена, на сегодняшний день не обнаружена информация даже о ее примерном месте расположения) — построены три мечети.

Обычно мечети называли именами ее устроителей или по названию квартала. Были и безымянные квартальные мечети с обобщенным названием «Токал Джами». Располагались они на островке, к которому стекались, оканчиваясь тупиком, обычно три улицы. Отсюда и название — Токал Джами, т. е., мечеть, расположенная в тупике. В Симферополе, судя по сохранившимся документам, зафиксированы три Токал Джами. Место их расположения окончательно не выявлено.

Недавно к нам обратился уроженец г. Симферополя — Тюнин Василий Андреевич, 1950-х гг. рождения. Его отец — тоже уроженец Симферополя, в детстве многое рассказывал ему о старой части города. В. А. Тюнин поделился с нами редкой интересной фотографией: на ней запечатлена одна из мечетей старого города, о месте расположения которой нам ранее не было известно.

Удалось идентифицировать место съемки — это пересечение улиц Таврической (Акмечетской) и Некрасова (Малобазарной). При сравнении фото с одного и того же ракурса с разницей в целое столетие, основным ориентиром стало отображение двухэтажного здания справа: то же самое расположение и форма четырех окон на втором этаже, на первом — три окна и входная дверь в правом нижнем углу. Значимое дополнительное уточнение — оставшаяся неизменной необычная форма фронтона фасадной части здания.

Еще одно уточнение — островок крыши на втором плане старого фото от сохранившего до наших дней уже нежилого полуразрушенного от времени старого татарского двухэтажного дома. На современном фото его не видно за стенами длинного одноэтажного строения, надстроенного или перестроенного на месте прежнего низкого одноэтажного дома, крытого кираметом (татарской черепицей).

Если часть жилых строений сохранилась до наших дней, то здание мечети было разрушено, скорее всего, после 1944 года. Фрагмент входного портала в мечеть впоследствии был приспособлен под трансформаторную будку. На месте основной части мечети, по крайней мере последние 30 лет, ныне расположен мусоросборник.

В соцсетях в группе «Старый Симферополь» год назад появился рисунок в технике пуантель, мастерски выполненный черной тушью в виде четко различимых точек и черточек, воспринимаемых с расстояния оптическим смешением, Андрея Черкасова с изображением Токал Джами без идентификации места расположения. То, что рисунок является обработкой представленного нам В. А. Тюниным изображения, даже с едва различимым контуром случайного прохожего на фоне входной двери — очевидно. Вероятно, рисунок сделан с того же самого фото, или это изображение было не в единичном экземпляре. Но, главное: это документальное подтверждение значимого звена в деле восстановления вырванных страниц истории нашего города.

Выражаем огромную благодарность за содействие в деле восстановления исторической памяти города Симферополя Тюнину Василию Андреевичу. Хотелось дать о нем больше информации, сохранить для истории его фотографию, однако он оказался человеком очень скромным и более никаких сведений о себе не оставил.

Шефика Абдураманова, методист по научно-

просветительской деятельности ГБУ РК КМКИН

RU   QT
Обратная связь