Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Кемане – скрипка мастера, «крымского Страдивари» Люмана Сеитджелилова

(из коллекции музыкальных инструментов Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия).

Одним из экспонатов, занимающих достойное место в коллекции музыкальных инструментов музея, является кемане — скрипка, изготовленная мастером, самородком, уроженцем села Коккоз (ныне Соколиное) Бахчисарайского района Люманом Сеитджелиловым (1924 – 2008). Скрипка, созданная руками известного талантливого мастера, всю жизнь посвятившего крымскотатарской народной музыке, передана в наш музей его сыном Февзи Сеитджелиловым в 2015 году.

Скрипка – как общеевропейский музыкальный инструмент, родилась очень давно, еще в первой половине 16 века, таким образом, скрипка существует более чем 400 лет.

В предисловии к своему труду «Звучит Хайтарма» композитор Я. Шерфединов отмечает: «Зачастую случается, что глубоко внедрившийся в быт народа музыкальный инструмент-пришелец постепенно становится «своим», национальным, и начинает занимать в музыкальной культуре народа положение равное, а иногда и более значительное, нежели инструменты традиционные. Так, в народный музыкальный быт татар вошли скрипка, кларнет, труба…». И, действительно, скрипка, начиная с 20-х годов прошлого столетия, стала одним из излюбленных музыкальных инструментов крымских татар. Многие поколения мечтали научиться играть и освоить этот один из сложнейших музыкальных инструментов. Достаточно назвать таких народных музыкантов как Энвера Шерфединова, в свою очередь, получившего навыки игры на инструменте у своего отца, знаменитого скрипача Рефата-уста.

Скрипичный мастер Люман Сеитджелилов, через всю свою жизнь пронесший любовь к этому инструменту, отмечал, «скрипка может заставить вас и расплакаться и засмеяться – настолько широк диапазон ее эмоционального воздействия на человека».

Судьба этого уникального человека сплелась с перипетиями ХХ века. Его талант, природные данные, музыкальные способности поднимали его из глубоких пропастей судьбы. В силу сложившихся обстоятельств, за свою жизнь Люман Сеитджелилов побывал во многих странах — Италии, Австрии, занимался разными ремеслами и освоил многие специальности в разных областях. Словом, разносторонний и способный, со слов сына Февзи Люмановича, мог отремонтировать часы со сложным механизмом, шить и конструировать обувь.

С раннего детства у мальчика была склонность к музыкальному искусству. Присутствуя на свадьбах, он как завороженный смотрел и слушал исполнение народных мелодий на музыкальных инструментах и мечтал научиться на них играть и самому их изготавливать. И когда ему попадался кусок доски или фанеры, возникало желание изготовить что-то наподобие скрипки. И это ему удавалось. Изучив конструкцию настоящей скрипки, Люман агъа стал конструировать их самостоятельно.

В годы Великой Отечественной войны, как и многие молодые юноши и девушки их села, Люман Сеитджелилов был угнан фашистами на принудительные работы в Германию. И, несмотря ни на что, именно музыка вдохновляла и давала силы выжить в тех тяжелых условиях.

Наступил день победы и капитуляция Германии. Люман агъа и его товарищи твердо решили возвращаться на родину в надежде найти своих родных. После долгих мытарств поезд привез их в Ташкент. С этого времени начинается новый этап в его жизни.

Работая на инструментальном заводе, он быстро освоил работу на токарном станке и ему присвоили седьмой разряд. Но главной страстью Люман агъа по-прежнему была любовь к изготовлению скрипок. У мастера был свой почерк, которого он придерживался при выполнении этой работы. Основной вид инструмента и его звучание не менялись, однако голова грифа у его скрипок имеет форму головы лошади, и тем самым придает им индивидуальность и неповторимость. Сам мастер так рассказывал о процессе изготовления скрипок: «Каждая скрипка – как ребенок, даже их чехольчики я называю «платьицами»…. Изготовление скрипок – процесс длительный, на одну скрипку уходит два года. Если не звучит, то разбираю, дорабатываю и снова ожидание, пока подсохнет, и пока мне понравится звук. Материал подсыхал у меня лет по двадцать – тридцать… Лучшей для изготовления скрипок традиционно считается еловая и кленовая древесина. Для настоящей скрипки дека срезается ровно по слою волокон, пока не останется пластинка толщиной буквально почти в лист бумаги. Только тогда инструмент будет звучать. Даже направление роста дерева необходимо учитывать, потому что, если перевернешь вниз доску, которая в стволе росла вверх, — звука уже хорошего не будет»….

Помимо изготовления скрипок, Люман агъа очень любил аккордеон, один из них сделал своими руками. Мог настроить даже орган, а также хорошо пел крымскотатарские народные песни, знал музыкальный фольклор своего народа.

Много скрипок, изготовленных умелыми руками крымскотатарского мастера, которого еще при жизни заслуженно называли крымским «Страдивари», по-прежнему служат своим владельцам в Англии, Франции, Израиле, Австралии и других странах.

Джемилева С. М. Заведующая отделом научно-экспозиционной работы ГБУ РК КМКИН

Галерея

RU   QT
Обратная связь