Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Композитор Ильяс Бахшиш — основоположник крымскотатарской классической музыки, общественный деятель, почетный крымчанин.

Крымскотатарский композитор Ильяс Бахшиш — заслуженный деятель искусств Крымской АССР, заслуженный артист Узбекистана, заслуженный учитель Узбекистана, член Союза композиторов Украины, Заслуженный деятель искусств Украины, Лауреат Государственной премии  Республики Крым. За значительный вклад в развитие и пропаганду многонациональной культуры и театрального искусства Крыма, создание самобытных музыкальных произведений, высокий профессионализм  Ильясу Бахшишу посмертно было  присвоено звание  «Почетный крымчанин».

Ильяс Бахшиш всю свою жизнь посвятил музыкальной культуре своего народа, его имя золотыми буквами вписано в историю крымскотатарской культуры и  оставило глубокий след в национальном искусстве. Талантливый композитор, один из основоположников крымскотатарской симфонической музыки (одно из крупнейших и наиболее известных его произведений – «Татарская рапсодия»), автор музыки к спектаклям «Арзы къыз», «Алтын бешик», «Насреддин Оджа», «Бахчисарайский фонтан», 4-х актного балета «Мисхор къызы». Отдельным пластом его творчества является камерно-инструментальная музыка. Это произведения композитора, такие как —  струнный квартет, 6 вокальных  произведений для камерного хора, обработка крымскотатарских  народных танцевальных мелодий для камерного оркестра, романсы на стихи  крымскотатарских  поэтов, обработка народных мелодий для  гобоя с фортепиано, скрипки с фортепиано и др.  Ильяс Бахшиш – автор  более 50 песен на стихи  крымскотатарских поэтов, составитель 3-х сборников народной музыки. Народные песенные мотивы пронизывают все его сочинения, и порой его песни принимают за народные, среди которых всем известные «Зера, Зера», «Кель Рустемим» и др. Колоритные напевы народных песен и интонаций не просто вписываются в его сочинения как фольклорный материал, но и органично сливаются с музыкальным творчеством композитора, пронизывая его новым ярким и оригинальным звучанием.

Ильяс Бахшиш более десяти лет был художественным руководителем ансамбля «Хайтарма». В эти годы композитору вместе с коллективом ансамбля вдали от родины удалось не только сохранить, но и обогатить новыми яркими и самобытными произведениями нашу музыкальную культуру.  Важная веха в творческой биографии композитора связана с возрождением крымскотатарского театра в начале 1990-х годов.

Будущий композитор Ильяс Темир — Кая  Бахшиш родился  23 марта 1913 года. Детство его прошло на улице Кантарной (ныне ул. Чехова) в  г. Симферополе.

С детства  Ильяс Бахшиш приобщался к музыкальному искусству, обучаясь у известного музыканта Фазыла Чергеева. И из воспоминаний его дочери Эльзары Бахшиш, уже в те годы отличился как активный участник художественной самодеятельности, выступая на концертах, где играл на фортепиано и скрипке, а также на мандолине, балалайке, трубе и кларнете.

В 1931 году после окончания  средней школы он вместе с одноклассниками направляется в Московский кооперативный институт, где был зачислен на  отделение сельского хозяйства. Но поскольку  Ильяс Бахшиш не пожелал посвятить свою жизнь этой деятельности, он возвращается в Симферополь. Затем И. Бахшиш станет студентом Казанского института коммунально-хозяйственных работ. Однако,  осознав для себя потребность в  искусстве,  окончательно связывает свою жизнь с музыкой.

Творческая деятельность будущего композитора неразрывно связана с работой в Крымском радиокомитете, где  с 1932 по 1940 гг. он работал вначале диктором (прошел по конкурсу), а затем редактором музыкального вещания.  Эти годы также примечательны общением с такими  с известными музыкантами, как   И. Чернов (ученик Римского-Корсакова), дирижером и пианистом Сатановским, композиторами Я. Шерфединовым,  А. Рефатовым, его старшим братом, прекрасным музыкантом Решатом Рефатовым.

 Здесь композитор тесно общается с музыкантами инструментального ансамбля из Бахчисарая, в числе которых скрипач  Аппаз-уста, кларнетист Исмаиль Меджит Зиядин-уста, Усман -уста, Сулейман Мемиш.

Архивные документы 1938- 40 гг., среди которых документ фонда  Р-652, оп. 15, Д.349 Листы 153 – 156, — список произведений и исполнителей, предназначенных для записи на граммофонные пластинки, в которых  мы можем познакомиться с репертуаром солистов-исполнителей, исполняющих произведения на музыку Ильяса Бахшиша; на последнем листе документа (лист 156) две подписи: Председателя Крымрадиокомитета – Новикова и редактора музыкального вещания И. Бакшишева,  приказы по Управлению по делам Искусств при СНК Крым. АССР от 21.01.40 г., от 10.02.40 г., от 21.04.40 г., от 13.02.40 г., Постановление Совета Народных Комиссаров Крымской АССР от 26 февраля 1940 г. об организации и проведении 100-го юбилея русского композитора  П.И. Чайковского.

 Параллельно с работой в радиокомитете, Ильяс Бахшиш продолжает образование в симферопольском музыкальном техникуме.

В 1940 году за большой вклад в развитие народного искусства И. Бахшишу, как сотруднику Крымского радиокомитета, было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Крымской АССР». 

Первые музыкальные произведения молодого тогда композитора появились в самом начале работы в радиокомитете. В основном это были детские и патриотические песни.

 Композитор активно писал музыку к спектаклям театра, для солистов и хора радиокомитета.  В эти годы создаются его известные произведения: «Арзы къыз» (1937), «Насреддин оджа» (1938), «Алтын бешик» (1940) и др.

1946 – 1956 годы И. Бахшиш  работал в Ферганском узбекском музыкальном театре в качестве заведующего музыкальной частью и дирижером. Одновременно работал педагогом  детской музыкальной школы, был руководителем самодеятельного хора.

В 1956 году Ильяса  Бахшиша пригласили в Ташкент для организации и работы крымскотатарского ансамбля песни и танца, впоследствии названного «Хайтарма». 

По поручению  Министерства культуры  Узбекистана  композитор возглавляет ансамбль «Хайтарма» в должности художественного руководителя.

 6 июня  1957 года в театре Эстрады  г. Ташкент состоялся  первый концерт ансамбля. В депортации ансамбль «Хайтарма» был единственным очагом культуры крымских татар, где работали ведущие артисты: Сабрие Эреджепова, Селиме Челебиева, Эдие Топчи, Рефат  Асанов, Осман Асанов, Аким Джемилев, Шевкет  Мамутов и др. 

 С ансамблем «Хайтарма» у композитора  были годы  гастрольных поездок по республикам Средней Азии и Казахстана,  городам  Поволжья и Северного Кавказа.

За трудовые заслуги в области театрального искусства в 1967 году И. Бахшиш  получил звание «Заслуженный артист Узбекистана».

С 1962 по 1989 гг.  Ильяс Бахшиш работает преподавателем  и директором  музыкальной школы № 8 в городе Ташкенте. За педагогическую деятельность в 1973 г. композитор  был удостоен  звания «Заслуженный учитель Узбекистана», а также отмечен знаками почета: «Отличник народного образования», «Отличник министерства культуры СССР».

1989 г. – новый этап в жизни композитора. Он возвращается на историческую Родину. Эта важная веха в его творческой  биографии связана с почетной миссией  возрождения крымскотатарского театра  на крымской земле  после полувекового забвения. Вместе  с инициаторами  — Айше  Диттановой, Сеитхалилом Османовым, Акимом Джемилевым, Сулейманом Умеровым, Мухсином Османовым была проделана большая работа по возрождению национального театра.

Благодаря их непоколебимости  и веры в задуманное,   15 апреля 1990 г. состоялась премьера  спектакля  «Арзы къыз». Затем были поставлены спектакли «Насреддин Оджа», «Адынъ чыкъкъандже джанынъ чыкъсын» и др. 

За заслуги в области театрального искусства в 1993 году И. Бахшишу было присвоено почетное звание  «Заслуженный деятель искусств Украины». С театром композитор постоянно поддерживал тесную творческую связь до последних дней жизни.

25 июля 2000 года известного композитора не стало, но осталась его музыка,  которой композитор посвятил всю жизнь.

Решением Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым от 7 августа 2000 года № 1330-2/2000 за значительный вклад в развитие и пропаганду многонациональной культуры и театрального искусства Крыма, создание самобытных музыкальных произведений, высокий профессионализм Ильясу Темир-Кая Бахшишу было посмертно присвоено звание «Почетный крымчанин».

Музыка  звучала в его душе и никогда не покидала. Ильяс Бахшиш  пел, пела его душа. В конце жизни он красноречиво выразил это свое состояние в интервью: «Душа, несмотря на возраст, каждый раз поет свою песню».

Труд композитора не пропал даром. Работает и процветает  крымскотатарский театр, по-прежнему звучат народные мотивы в интерпретации музыкантов новых поколений.

Джемилева С. М. Заведующая отделом научно-экспозиционной работы ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия»

Галерея

RU   QT
Обратная связь