Керим Бекирович Бекирбаев родился 13 октября 1928 года в городе Днепропетровске, Украинской ССР.
Отец Бекир — крымский татарин, горный инженер, мать – русская, преподаватель.
В 1931 году семья переехала в город Таганрог.
С 1943 по 1946 годы Керим учился в Таганрогском авиационном техникуме и в вечерней школе рабочей молодёжи.
В 1952 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
В 1953 году — курсы повышения квалификации ведущих инженеров по лётным испытаниям при Академии авиационной промышленности.
На протяжении 37 лет, работал в ОКБ № 115 (с 1966 года — Московский машиностроительный завод «Скорость», ныне — ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева»), обучился управлению сверхзвуковыми самолётами.
К. Бекирбаев участвовал в испытаниях и доводке истребителей-перехватчиков «Як-25», «Як-27», в создании сверхзвукового бомбардировщика «Як-28», учебно-тренировочных самолётов «Як-50» и «Як-52», спортивного самолёта «Як-55».
Руководил работой по испытаниям и освоению пассажирского самолёта местных авиалиний «Як-40» и пассажирского самолёта средней дальности «Як-42».
Керим Бекирбаев был одним из ведущих специалистов в области создания самолётов вертикального взлёта и посадки, а также первого советского самолёта вертикального взлёта и посадки «Як-36». Испытания проходили в Крыму, Кировском районе.
23 октября 1970 года в г. Жуковский, в ЛИИ им. М.М. Громова, в клубе «Стрела» торжественно отмечали 50-летие заслуженного лётчика-испытателя СССР Амет-Хана Султана.
В юбилейных торжествах принимали участие его боевые товарищи, лётчики-испытатели, известные авиаконструкторы. Среди выступающих с поздравительным адресом был близкий Амет-Хану человек — Керим Бекирбаев, заместитель генерального конструктора А. Яковлева. Он вручил ему макет самолёта «Як-28» со словами: «Это как раз тот самолёт, Амет, на котором, если ты помнишь, я имел счастье летать с тобой вместе. Наша фирма бесконечно благодарна тебе за ту огромную, поистине неоценимую помощь, которую ты оказал в испытаниях и доводке большого числа наших самолётов».
Некоторое время семьи Керима Бекирбаева и Амет-Хана Султана жили в Жуковском в одном доме, в одном подъезде и даже на одной лестничной площадке.
Керим и Амет-Хан были вместе в экипаже при испытании самолёта «Як-28». Керим Бекирбаев говорил: « У нас татарский экипаж. На земле самолёт готовил казанский татарин Саша Максиняев».
Когда устраивали застолье, обычно это были мужские посиделки у Амет-Хана Султана, он сам готовил чебуреки и угощал всех.
За выдающиеся успехи в создании новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Кериму Бекировичу Бекирбаеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В числе его наград: орден Ленина (23 июня 1981г.), орден Октябрьской Революции
(26 апреля 1971г.), орден «Знак Почёта» (22 июля 1966г.), множество медалей.
К. Бекирбаев — кандидат технических наук, авиаконструктор, лауреат Государственной премии СССР (1977г.), «Почётный авиастроитель» (28 сентября 1988г.) много сил отдавал своей работе.
Керим Бекирович Бекирбаев умер 1 июля 1997 года после тяжёлой и продолжительной болезни.
Похоронен на Быковском кладбище в городе Жуковский, Московской области.
Список источников:
1. Авиация России : биографическая энциклопедия : 1909-2009 / Под ред. А. Н. Зелина. — Москва: Столичная энциклопедия, 2009. — С. [49] (стб. 1). — 880 с.
2. Бекирбаев Керим Бекирович. https://web.archive.org/web/20171111051552/http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=22072. Дата обращения: 12.11.2024.
3. Герои Социалистического Труда. — М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов». — 1988.
Тефиде Мухтерем, зав. отделом Музея дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (на правах отдела КМКИН)