Учредитель Министерство культуры Республики Крым

«Он поражает всех, кто видел его хоть раз танцующим…» Народный артист Крымской АССР Хайри Эмир-Заде (1893 -1959)

20 марта 2020 года в ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» открылась выставка, посвященная юбилейной дате – 80 лет национальному   легендарному коллективу  — ансамблю «Хайтарма».

Представленные на выставке фотографии, документы, грамоты, концертные афиши разных лет, нотные и рукописные тетради композиторов Я. Шерфединова, Э. Налбантова, Ф. Алиева, народного музыканта Энвера Шерфединова, сценические костюмы солистов ансамбля знакомят с многогранным наследием прославленного коллектива, раскрывают страницы его творческой биографии. Собственно, выставка «Ансамбль «Хайтарма» — 80 лет на службе искусству» погружает нас в историю ансамбля, в атмосферу давно ушедшего времени,  приоткрывая завесу над событиями из его творческой деятельности.

Но история ансамбля – это не просто повествование об интересных концертных программах, выборе и предпочтение в репертуаре коллектива. Ведь историю любого творческого коллектива творят артисты – их поиски, стремления, свершившиеся и не свершившиеся надежды, всегда полные живого духовного смысла.

 Выставку открывает фотография кумира многих поколений нашего народа – Народного артиста Крымской АССР Хайри Эмир-Заде, где танцор запечатлен в момент исполнения крымскотатарского танца «Чобан оюны»  (Танец чабана).  Зажигательное исполнение его самобытных танцев, его искусство перевоплощаться в разные придуманные им образы,  было настолько ярким и впечатляющим, что предопределило выбор профессии последующего поколения хореографов – Усеина Баккала и Акима Джемилева, которые вдохновленные талантом Хайри, считали его своим учителем. Они также продолжили начатое дело знаменитым, горячо любимым в народе артистом, посвятив свою жизнь национальному танцевальному искусству.               

В 1995 году, на страницах газеты «Голос Крыма» был опубликован материал заведующей музеем Национальной киностудии имени А. П. Довженко, заслуженного работника культуры Украины Татьяны Тимофеевны Деревянко под названием «В главной роли – Хайри», где автор отмечает «…Идут года, забываются имена деятелей культуры 20-х годов прошлого столетия. Вместе с тем, имя Хайри Эмир-Заде как блестящего актера было широко известно в кинематографических кругах того времени… . Успех Хайри как актера рожден пониманием того, что нес в себе каждый созданный им образ».    

        Но следует отметить, что до кино Хайри Эмир-Заде прославился как танцор самостоятельно, а затем в Ялтинском ансамбле Восточного танца в качестве солиста. Автор монографии «Одна судьба на все поколения», известный журналист Тимур Дагджи так описывает начало профессиональной деятельности знаменитого артиста: «С гастролями Хайри выступал в Средней Азии и Москве. Газета «Правда» писала, что «Большой театр» еще не слышал таких аплодисментов, с которыми встречали и провожали московские зрители Хайри Эмир-Заде с его тремя удивительными восточными танцами, которые продолжались около двух часов». До 1917 года солисты балета Петербургского и Московского театров, приезжавшие на лето в Ялту, устраивали «Пятницы Хайри». Они восхищались его самобытностью и оберегали от устоявшего классического европейского стиля в танцах. Ни одна большая Дервиза в Крыму не проходила без участия Хайри Эмир-Заде. И здесь хотелось бы продолжить свой рассказ от первого лица, то есть изложить то, что рассказал в 1959 году сам Хайри Эмир-Заде своему племяннику Тимуру Дагджи при встречах с артистом в солнечном  Баку, в городе с которым были связаны работа на Бакинской киностудии, и собственно, последние годы жизни артиста: «Дервиза –  праздник, который широко отмечался в Крыму и по своему сценарию очень похож на обычную олимпиаду. Этот сценарий проведения нашего национального праздника остался наверное, нам в наследство от Боспорского царства, от представителей Древней Эллады, которые, несомненно, повлияли на культуру и обычаи крымских татар. Дервиза собиралась где-нибудь на живописном горном склоне, на большой поляне, окруженной могучими деревьями. Сюда приезжали из нескольких соседних деревень, состязались в беге, борьбе, скачках на лошадях, перетягивании каната, лазании по высокому шесту. Состязались поэты, музыканты, певцы, танцоры. Мне вспомнилась дервиза, которая проходила недалеко от деревни Улу-Озень. Если память мне не изменяет, это было накануне революции. На эту дервизу приехали и жители других деревень, даже из Ялты. Праздник обычно заканчивался с наступлением сумерек, а мое выступление в самом конце. Огромная поляна, по краям, прямо на траве тысячи людей. Над ними протянута проволока, к которой на определенном расстоянии привязаны куски ваты, промоченные керосином. И вот грянула музыка. «Чобан хайтармасы» — «Танец чабана». Яркими факелами вспыхнули зажженные куски ваты на проволоке, осветив таинственно-сказочным светом этот дивный уголок природы. В этот момент я в костюме чабана вылетаю на середину поляны. Толпа замерла. Танец захватывает меня, я слышу оркестр. Звуки зурны, чала, бубна и большого турецкого барабана – даула летят вверх, в горы, к скалам и, отражаясь от них, возвращаются обратно. Я уже не вижу людей, передо мной только родные горы и внизу море. Я весь отдался танцу. Я всегда забывался в танце. И вот последний аккорд. Я останавливаюсь, снова вижу людей, слышу их аплодисменты. Аплодисменты в горах звучат не так, как в зале. Это нечто другое, необъяснимое. Публика пришла в такой экстаз, что к моим ногам полетели не только букеты цветов, но и деньги…».

     Далее, продолжая экскурсию на выставке  по истории ансамбля «Хайтарма», мы видим фотографии, запечатлевших исполнение этого пастушеского танца в исполнении уже последующих поколений солистов ансамбля – Акима Джемилева, Рефата Асанова, Шевкета Мамутова – солистов, которые учились и всегда стремились достигнуть уровня профессионального мастерства у выдающегося интерпретатора крымскотатарских народных танцев Хайри Эмир-Заде.

Джемилева С. М. Заведующая отделом научно-экспозиционной работы ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия»

RU   QT
Обратная связь