Среди многообразия экспонатов в фондах Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия можно увидеть уникальные экземпляры национальных музыкальных инструментов, принадлежавших известным в свое время личностям, имена которых дошли до нашего времени. Один из них, Мамут Рефатов – известный музыкант, мастер национальных музыкальных инструментов, народный учитель, отец композитора-классика крымскотатарской музыки Асана Рефатова.
Мамут Рефатов родился в 1860 году, в Бахчисарае. Современные исследователи жизни и творчества знаменитого бахчисарайца Мамута Рефатова могут почерпнуть сведения о его жизнедеятельности из воспоминаний его дочери Айше Рефатовой. Вот что она упоминает об отце, когда пишет о трагической судьбе своего брата: «Асан Рефатов родился в семье народного учителя и музыканта — любителя Мамута (Mahmud) Рефатова. В семье он был третьим сыном. Начальное образование он получил у своего отца. Отец наш рассказывал: еще в раннем детстве Асана можно было заметить, что этот ребенок музыкально одарен. Во время исполнения отцом какой-либо мелодии на сазе или сантуре, он быстро ее схватывал и повторял пением в точности. Часами он не отрывал глаз от пальцев отца, перебирающих струны саза».
До наших дней дошла фотография из семейного архива Рефатовых: в центре Мамут Рефатов или как его называли Мамут сантырджи, перед ним на столике — сантыр, в руках музыканта — деревянные палочки, для игры на инструменте, и далее запечатлена вся его большая дружная семья. С двух сторон сидят два сына, слева — Асан Рефатов перед ним, прислоненный к колену музыкальный инструмент — саз; справа – Решат, в руках которого скрипка. Этот снимок очень точно воспроизводит и подтверждает семейную приверженность и любовь к родному искусству. По воспоминаниям современников, в традициях дома Мамута- уста, именно так с уважением и почтением к нему обращались, царил культ музыки – как классической, так и национальной. Продолжатели семейной династии музыкантов — Решат и Асан Рефатовы в те годы активно участвовали в культурной жизни города и претворяли в жизнь интересные творческие замыслы.
Так было предначертано судьбой, что большая любовь отца к народной музыке, передалась его детям. Они с быстротой и легкостью впитывали в себя народные мотивы, и эта привязанность к родным истокам стала фундаментом их образования и стержнем будущей профессии. Сын Решат работал в Крымском радиокомитете. Легендарная крымскотатарская певица Сабрие Эреджепова в своей книге «Меним енишли –эпишли куньлерим» («Мои тернистые дороги») пишет, что в период ее работы в радиокомитете очень большую помощь ей оказала семья Мамута Рефатова, в особенности, старший сын Решат Рефатов, который в то время был музыкальным редактором на радио.
Но Мамут уста был не только музыкантом, но и мастером, в чьих руках рождались музыкальные инструменты. Аркадий Кончевский, один из известных этнографов Крыма, полюбивший музыкальную культуру нашего народа, в 1916 году записывал песни, инструментальные наигрыши в исполнении Мамута уста. Между ними завязалась дружеская симпатия, в знак признательности которой Мамут уста преподнес Аркадию Кончевскому изготовленный им саз.
И уже в 20-е годы, в своей статье «Песни и музыка Крыма», А. Кончевский писал: «В настоящее время старинная песня в Крыму слышится все реже и реже. Она умирает вместе со стариками, ее поющими. Старинные народные музыкальные инструменты Крыма уходят из жизни также как его старые песни. Я нашел в Крыму почти все важнейшие из них: «сантыр» -род цимбал. Он был в двух видах: «буюк сантыр» и «кучук сантыр»… Звуки очень мелодичные, извлекались деревянными палочками, изогнутыми на концах. Очень распространен был «саз», сопровождавший пение. Мне известны два уцелевшие сазиста в Крыму: это Керим-уста в Туваке и Мамут Рефатов в Бахчисарае».
Музыкальные инструменты, вышедшие из рук известных и прославленных мастеров – это уникальные и бесценные артефакты, дошедшие до наших дней, хранящие в себе печать своего времени. Когда такие оригинальные музыкальные инструменты находятся в музейной коллекции, то они не только являются его гордостью, но и становятся частью общего культурного наследия.
В Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия с особой теплотой и уважением помнят Асана Бекирова, 1929 г. р., уроженца села Кучук-Ламбат. Именно Асан агъа стал связующим звеном между этнографом Аркадием Кончевским и уникальными музыкальными инструментами известных в Крыму мастеров. Благодаря огромному желанию собирать по крупицам материалы о своем народе, Асан агъа смог познакомиться, а затем расположить к себе этнографа Аркадия Кончевского — ученого, одного из первых, кто посвятил свою профессиональную деятельность изучению народных песен крымских татар. Сам Асан агъа так рассказывал об этих незабываемых встречах: «Жизнь порой дарит нам прекрасные встречи, память от которых остается в сердце навсегда, как родник доброты, служит духовной пищей. Вот и мне посчастливилось не просто познакомиться, а близко знать, дружить с этим удивительнейшим человеком, ученым, композитором, писателем и художником, дружба с которым длилась до самой его смерти. А началась она с книги А. Кончевского «Легенды и предания крымских татар», которая была выпущена издательством «Физкультура и спорт» в 1930 году в Москве. В начале 1960-х годов мне удалось приобрести у букиниста эту книгу, а через пару лет разыскать адрес А. Кончевского. Написал ему письмо, совершенно не рассчитывая на ответ. С удовольствием, буквально на одном дыхании, прочитав «Легенды…», захотелось лично познакомиться с автором. Однако я ошибался, письмо не заставило себя долго ждать. Составитель «Легенд…» в те годы проживал в Виннице. Завязалась переписка, а затем я трижды побывал у него в гостях в Виннице».
Асан Бекиров рассказывал, что это были очень теплые и приятные встречи. На одной из таких встреч в 1966 году Аркадий Кончевский, который проникся доверием к Асану Бекирову, передал ему две бесценные реликвии — народные музыкальные инструменты — сазы, сборник «Песни Крыма» с его дарственной надписью и женское головное покрывало — марама, подаренное ему крымскими татарами. Аркадий Кончевский или как ласково прозвали его крымские татары «Аркаша», был настоящим ученым, который понимал уникальную ценность этих раритетов. Музыкальные инструменты, один из которых — саз из деревни Тувакъ Алуштинского района (ныне село Рыбачье), принадлежавший музыканту — сазисту и певцу Кериму уста. Другой саз принадлежал известному музыканту, певцу, народному учителю Мамуту Рефатову, подарившему в 1916 году собственноручно изготовленный инструмент А. Кончевскому. Собиратель и популяризатор крымскотатарских народных песен А. Кончевский жил в Средней Азии, на Кавказе, последние годы в Виннице, а эти инструменты кочевали с ним по Союзу. При передаче их Асану Бекирову и уже провожая его, ученый сказал: «Куда бы я не переезжал, старался их сохранить. Я всегда знал, что рано или поздно ваш народ возвратится на свою родину, и эти реликвии будут достойно представлять культуру вашего народа».
В стремлении донести до наших современников частицу души талантливой династии музыкантов, отдавая дань памяти Мамуту уста, в эти дни, когда мы отмечаем 160 лет со дня его рождения, в заключение, приведу слова Аркадия Кончевского: «Народных певцов Крыма, хранителей и носителей старой песни, народных музыкантов осталось крайне мало. Всего несколько лиц. Умрут они и унесут с собой навсегда и остатки материалов по народному творчеству, которые служили бы ценным вкладом в общемировую культуру».
Два саза, некогда принадлежавших Мамуту Рефатову и Кериму уста, и переданных музею Асан агъа Бекировым, являются гордостью крымскотатарского народа и нашей музейной коллекции.