Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Первый воздушный таран Амет-Хана Султана

С начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года по май 1942 года Амет-Хану Султану не удалось сбить ни одного самолёта противника. Более опытные лётчики подтрунивали его, говоря: «Ну, что Амет-Хан, у тебя в имени есть и Хан и Султан, а сбить самолёт ты не можешь».

Амет-Хан Султан нёс службу в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа. В ноябре 1941 года он, в числе лучших лётчиков, отбыл осваивать новый истребитель – самолёт «Hawker Hurricane» (Харрикейн), поступивший из Англии.

Вскоре полк был переброшен в район Ярославля.

В конце мая 1942 года над городом нависла угроза. Основная задача врага — уничтожение стратегических объектов: завод, где выпускали шины для самолётов, стратегический железнодорожный мост. А из города ещё не успели эвакуировать его жителей, в числе которых были старики, женщины, дети.

Ранним утром 30 (31 мая) 1942 года на британском одноместном самолёте «Hawker Hurricane» Амет-Хан Султан со своим ведомым Иваном Борисовым вылетели навстречу Ju-88. Это был многоцелевой немецкий самолёт люфтваффе времён Второй мировой войны, использовавшийся как разведчик, бомбардировщик, торпедоносец и ночной истребитель. У Ивана Борисова были неполадки в самолёте, и он вынужден был вернуться на аэродром, оставив Амет-Хана с противником один на один.

«При выполнении боевого задания, прикрытие патрулированием в воздухе охраняемого объекта на самолёте «Hawker Hurricane» лейтенант Амет-Хан Султан на высоте 7300 м. в 7.02 час. заметил инверсию, а затем и самолёт противника типа «Ю-88», идущий на Ярославль. Атаковав его с дистанции 150-200 метров и выпустив весь боекомплект, и видя, что самолёт уходит, принял решение сбить противника методом «таран». Зайдя в хвост противника, с намерением обрубить его хвостовое оперение винтом – промахнулся, так как противник отдал ручку от себя и самолёт «Харрикейн» оказался над правой плоскостью «Ю-88».

Амет-Хан Султан с правым полупереворотом правой плоскостью ударил по правой плоскости самолёта «Ю-88». Самолёт противника начал разрушаться в воздухе и упал в 18 км. юго-восточнее Ярославля» (Из Наградного листа на командира звена 4 ИАП 147 ИАД лейтенанта Амет-Хана Султана награждение орденом Ленина от 22.06.1942г.).

А что такое таран? Таран –это самопожертвование лётчика, 90 из 100 случаев – это неминуемая гибель…

Два немецких лётчика взяты в плен, два погибли с самолётом. Удар был настолько сильным, что в кровь разбив голову о приборную доску, Амет-Хан потерял на несколько секунд сознание. Придя в себя, ему удалось выбраться из кабины самолёта и воспользоваться парашютом, который ветром унесло в село Дымокурцы. После приземления первую медицинскую помощь ему оказала Катышева Мария Николаевна (Котова).

Снискав славу сильного и бесстрашного бойца, Амет-Хан стал легендой. Французские лётчики полка «Нормандия» называли его «королём тарана». Лётчики противника узнавали А. Султана «по подчерку» и называли его «чёрным дьяволом».

За проявленную храбрость, самоотверженность и отвагу лейтенант Амет-Хан Султан награждён орденом Ленина, именными серебряными часами и Почётной грамотой.

Это был первый сбитый самолёт Амет-Ханом.

В 2012 г. силами жителей г. Ярославль был установлен памятный знак на месте приземления в деревне Дымокурцы.

Ежегодно, по сложившейся традиции, в последний день весны в деревне Дымокурцы проводится торжественный митинг. В этом году было отмечено 80-летие боевого подвига дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в небе над Ярославлем. В рамках памятного мероприятия ученики МОУ Пестрецовской ОШ ЯМР прочитали стихотворение Е.П. Гусева «Защитнику ярославского неба», посвящённое крымскому лётчику.

К сожалению, легендарный авиатор Амет-Хан Султан не является Почётным гражданином города Ярославля.

Тефиде Мухтерем, заведующая музеем

дважды Героя Советского Союза

Амет-Хана Султана , г. Алупка

RU   QT
Обратная связь