Хыдырлез – праздник щедрого урожая, который, на протяжении многих веков, отмечали после окончания полевых работ и отгона скота на яйлу — высокогорные летние пастбища. Традиционно его праздновали в первую пятницу месяца май.
Весенние посевные работы завершаются вместе с праздником Хыдырлез, а его название состоит из имён двух мусульманских святых: Хыдыра и Ильяса.
Хыдыр постоянно поддерживает у людей веру в Аллаха, оказывает помощь тонущим людям, помогает тушить пожары, ограждает от краж и злых духов.
Ильяс – проповедник. Аллах даровал ему власть над громом, источниками воды и животным миром.
Путешествуя по земле, Хыдыр начинал свой обход справа, а Ильяс — слева. Встречались они там, где закончились весенние посевные работы. Существует предание, согласно которому, если человек в своей жизни хоть раз встретил Хыдыра и Ильяса, или увидел их во сне, то ему всегда будет сопутствовать удача. В мусульманской мифологии Хыдыра представляют одетым в зелёный или белый плащ с орнаментом из весенних цветов, и красным калпаком на голове, обвитым зелёным шарфом.
Известно, что Хыдыр посещал только те дома, где присутствуют чистота и порядок, поэтому накануне праздника хозяйки прилагали для этого все свои усилия. Мужчины идут на кладбище, скашивают там траву и приводят в порядок могилы усопших близких. Хозяйки выпекают пироги — кобете и къалакъай. А ещё вечером хранительницы семейного очага рассыпают горсть пшеницы на подоконнике, являющейся символом плодородия.
Каждая семья в этот день сажает дерево или цветы. В день праздника, после молитвы, все собирались около родника: девушки проводят время на качелях, обвитых весенними полевыми цветами, слышатся песни и народные частушки — чынъ и мане, проводятся спортивные состязания по национальной борьбе куреш и скачки на лошадях. В завершении праздника самому престарелому жителю села представляется честь спустить къалакай с горки. По народным приметам, если къалакай упадёт на лицевую сторону, то урожай уродится богатым. Всеобщее веселье завершается обязательным исполнением народного танца крымских татар – Хоран.
Меметова Айше, научный сотрудник ГБУ РК КМКИН