Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Штрихи к страницам деятельности Ялтинского краеведческого музея в начале 1930-х гг.

Музей объединяет в себе не только объекты культурного наследия, вместе с ними он еще и хранитель  знаний, историй, смыслов, связанных с ними.

В конце 1920 – начале 1930 гг. одними из представителей культурной жизни Ялты были Сейфулла Меситский — директор Ялтинского краеведческого музея и Якуб Кемаль — директор Восточного музея.  Эти страницы культурной жизни пограничья 1920-1930-х годов малоизучены, а о С. Меситском — почти неизвестны.

Сейфулла Меситский, уроженец села Камаджи (Заречное) Джанкойской области, год рождения не известен, скорее всего, он был ровесником века. В молодые годы С. Меситский работал под началом Усеина Боданинского, был одним из первых директоров дома-музея И. Гаспринского. По существующей на то время практике, их семье была выделена одна из комнат при музее. Из воспоминаний его дочери Алие  Меситской, 1928 года рождения, ее ранние детские годы прошли в этом доме. Затем отца перевели директором Ялтинского музея краеведения в Ялту (ул. Гоголя 10, сейчас это здание принадлежит санаторию «Энергетик»). Как видно по второму плану фотографии тех лет, снятой в музее краеведения, в духе того времени музейные экспонаты чаще заменяли фотографии различных регионов Крыма.

В своих детских воспоминаниях Алие ханым упоминала имена друзей-коллег отца. Среди них был называемый по фамилии Башкиров. Близкий друг отца «Тюрк-Кемаль», часто бывавший в их доме и баловавший ее гостинцами; оба с отцом для пополнения коллекции Восточного музея они были в Узбекистане и привезли оттуда красивую посуду. Еще был Томашкевич, всегда и везде щелкавший затвором своего фотоаппарата – им были сделаны все, чудом сохранившиеся, детские фотографии Алие ханым. Обо всех них она говорила как о друзьях их дома, называя их так, как называли их между собой взрослые. Будучи ребенком, она не понимала значимости этих имен, а в последующие годы узнать о них было уже не от кого.

Загадочным «тюрк-Кемалем» оказался имевший турецкое гражданство известный ученый-тюрколог Якуб Кемаль (1885–1938), получивший образование за рубежом, в 1913–1914 годах обучавшийся у академика Агатангела Крымского в спецклассах Лазаревского института восточных языков в Москве, один из директоров Восточного музея.

Башкиров Алексей Степанович — археолог-антиковед, доктор исторических наук, профессор, специалист по древней и средневековой истории, искусствоведению и архитектуре, этнограф и краевед, культуролог. Автор нескольких монографий, многочисленных научных статей и публикаций, популяризатор античной истории и археологии; организатор более пятидесяти научных экспедиций, значительная часть которых была проведена в Крыму. На впервые публикуемом фото из семейного альбома, выполненном в здании Ялтинского краеведческого музея (слева направо) сидят: Урие Меситская, Сейфулла Меситский; стоят: неизвестная женщина, возможно, сотрудник музея, Алексей Степанович Башкиров

Несколько лет назад в ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» обратилась Людмила Владимировна Петренко, заместитель директора по научной работе Ялтинского историко-литературного музея, правопреемника Ялтинского краеведческого музея, с просьбой помочь атрибутировать хранящуюся в их фондах групповую фотографию 1930-х годов. К сожалению, сотрудникам нашего музея эта фотография также не раскрыла своего содержания.

Помогла нам в этом Алие ханым — эта фотография вернула ее в детские годы, она назвала многие имена. В центре – директор музея Сейфулла Меситский, чуть ниже – его супруга Урие Меситская (Биберджи), стоящий крайний слева высокий мужчина – это и есть фотограф Томашкевич, автор многих довоенных фотографий Ялтинского музея.

Алие ханым на этой фотографии назвала даже… себя. Маленькая девочка, присевшая впереди первого ряда – это она. В свою очередь, Алие ханым показала снятую Томашкевичем свою детскую фотографию 1932 года из семейного альбома, прошедшую вместе с ней выпавшую на ее долю испытания и вернувшуюся в Крым. Удивительно, как через 80 с лишним лет при сопоставлении сошлись эти две фотографии! На четырехлетней девочке с группового фото и из семейного альбома та же шапочка, подвязанная бантом из длинных лент.

Эти фотографии запечатлели деятельность Ялтинского краеведческого музея в начале 1930-х гг., накануне грядущих перемен. В 1934 год. Крымский обком партии в ходе проверки выявил ошибки в работе Ялтинского райкома ВКП (б) в руководстве сельским хозяйством, национальном вопросе и самокритике. В постановлении было записано: «Ялтинский район засорен… националистическими элементами… решающие звенья культурной работы… находятся в руках классово-враждебных, буржуазно-националистических, непроверенных и ненадежных людей. Во главе музейного дела в Ялте стоят Меситский — перерожденец (в то время директор Ялтинского объединенного музея краеведения), Якуб Кемаль — буржуазный националист, активно ведущий контрреволюционную работу».

Представленные фотографии из фондов музея стали еще одним, пусть небольшим, штрихом в восстановлении страниц прошлого.

В работе над материалом использованы:

Крым в беге столетий. По материалам газеты «Красный Крым»

https://cyberleninka.ru/article/n/krym-v-bege-stoletiy;

Музей, который был. Восточный музей в Ялте

https://www.liveinternet.ru/users/4768613/post335480116;

Воспоминания и фотографии из семейного альбома Алие Меситской                                                                                                                                                              Абдураманова Ш., методист ГБУ РК КМКИН

Галерея

RU   QT
Обратная связь