Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Театр для актера – храм (К 100-летию со дня рождения актрисы, диктора Фатьмы Аметовой)

20 июня 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения актрисы, первого диктора радиовещания на крымскотатарском языке в Узбекистане Фатьмы Аметовой.

Фатьма Аметова родилась в селе Корбек Алуштинского района в многодетной семье. Но с ранних лет воспитывалась в приемной семье, у родственников, живших в г. Симферополе. Семья родственников была достаточно состоятельная, приемный отец владел транспортными средствами того времени — фаэтоны, ландо.

В 1932 году Фатьма Аметова окончила среднюю школу, и, наперекор желанию родителей, мечтавших, чтобы она стала врачом, поступает на актерское отделение театрального музыкального техникума в г. Симферополь. Театр увлекал девушку со школьных лет. Она не пропускала ни одного нового спектакля. Имея прекрасные внешние данные, обладая приятным голосом – все это предполагало яркое артистическое будущее. И действительно, будучи студенткой, она принимает участие в «массовках», пробует себя в роли Сусанны в пьесе «Намус» (Честь). Когда не было занятий, студенты смотрели спектакли – русские и крымскотатарские, иногда принимали участие в массовках. Спектакли чередовались – один день шел крымскотатарский, другой – русский. С одинаковым интересом они наблюдали за игрой артистов, среди которых были всем известные мастера: знаменитые Михаил Царев, Михаил Названов, Александра Перегонец и ее муж Анатолий Добкевич. Судьба актеров А. Перегонец и А. Добкевич трагически оборвались в годы Великой Отечественной войны. Александра Перегонец также как и крымскотатарские актеры Али Теминдар, Решид Асанов, композитор Абибулла Каври были зверски убиты фашистами. Анатолий Добкевич погиб в застенках гестапо, по одной из версий, за отказ стать городским головой Симферополя.

С гастролями приезжали в Симферопольский театр труппы из Якутии, Дагестана. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фотографии. В частности, в фондах нашего музея имеется фотография, переданная актрисой в 2005 году, и датируемая 1936 годом, когда крымскотатарский театр посетила труппа из Дагестана. На оборотной стороне фотографии актриса Фатьма Аметова сделала надпись: «Встреча Дагестанского театра».

В театре молодая актриса играла много ответственных ролей: с успехом сыграла Скерину в «Принцессе Турандот», Марианну в «Альказаре», Телли и Асие в пьесе «Аршин мал алан», Айше в «Арзы къыз» и другие интересные роли. По свидетельству очевидцев, Фатьма Аметова исполняла роли с особым шармом и темпераментом, сохраняя национальный колорит. Публика «на бис» воспринимала и желала видеть образ Айше в спектакле «Арзы къыз» только в ее исполнении.

Но годы репрессий, затем война и ее последствия нарушили театральную карьеру молодой актрисы. 1937 год, трагически известный массовыми расправами над интеллигенцией, не обошел стороной и театр. Арестовали директора, затем – режиссера и художественного руководителя. Фатьме Аметовой не давали ролей в течение года, а затем, просто уволили, как и многих других. Ей предложили работу на Крымском радио, где Фатьма Аметова с 1938 года работает диктором.

Депортация перенесла ее с маленькой дочерью в глухой кишлак Узбекистана, где и нашел их, умирающими от голода, вернувшийся с фронта муж, писатель Шамиль Алядин.

В 1957 году Фатьму Аметову пригласили на должность диктора радио вещания в крымскотатарскую редакцию. Диктором Фатьма Аметова проработала более 35 лет. Ее мелодичный по природе голос вдохновлял соотечественников, вселял веру в лучшее будущее.

Из воспоминаний Фатьмы Аметовой: «В те годы, когда я начинала работать на крымском радио, в Москве уже набирали опыт Ольга Высоцкая, Владимир Герцик и совсем юный Юрий Левитан, которые заложили основы нашей дикторской профессии. Я общалась с Ольгой Высоцкой и Владимиром Герциком, который, кстати, являлся и первым теледиктором».

В 1994 году Фатьма Аметова вернулась в Крым, в родной Симферополь. Конечно же, первым её желанием было посетить театр, где прошли молодые годы. Из воспоминаний Фатьмы Аметовой: «Мое посещение совпало с открытием театра после более чем десятилетней реставрации. Его директор А. Новиков любезно предложил мне место в ложе. И вот я снова в театре – великолепном, но чужом… да, много воды утекло. Я с грустью разглядывала портреты незнакомых мне актеров на стенах в фойе и коридорах, затем медленно поднялась на второй этаж в зеркальное фойе. И только здесь я вновь ощутила атмосферу своего театра. Именно здесь проходили наши репетиции спектаклей. Здесь все осталось по-прежнему, как пятьдесят лет назад. Никогда не забуду слова выдающегося Михаила Щепкина, которым нас учили наши учителя: «Театр для актера — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон». Мы работали по этому закону».

Фатьма Аметова умерла 30 марта 2008 года.

Джемилева С. М., заведующая отделом научно-экспозиционной работы ГБУ РК КМКИН

При подготовке публикации использован материал, предоставленный дочерью актрисы Лейли Алядиновой

Галерея

RU   QT
Обратная связь