Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Амет Калафатов – художник, орнаменталист, оружейник, чеканщик

В этом году отмечался 160-летний юбилей со дня рождения Амета Калафатова — известного крымского художника-орнаменталиста. Родился он 8 января 1860 г. в Карасубазаре в семье кузнеца Османа Калафатова. Мальчик рос трудолюбивым и любознательным, стремился познать всё вокруг: от друга-гимназиста научился читать и писать, позже освоил игру на нескольких музыкальных инструментах. С детства  хорошо рисовал и местные золотошвейки обращались к нему с просьбой нарисовать узоры для своих работ. С двенадцати лет, после смерти отца, в помощь матери определился учеником в лавке чеканщика, позже – сундучника, изготавливая различные сундуки, инкрустированные перламутром, металлическими накладками, слоновой костью.

 Овладев мастерством чеканки и сундучных дел, он продолжил учебу у оружейника, изготавливая прекрасные охотничьи ружья, ножи и пистолеты и украшая их изящными орнаментами, инкрустацией.

В 1922 г. вместе со своей большой семьей, переехав в Симферополь, обосновался в старой части города по ул. Кадыаскерской, 76 (ныне Краснознаменной,104), открыв собственную оружейную мастерскую. Одно из ружей, созданных Аметом Калафатовым в этой мастерской, теперь хранится в Музее оружия в Туле.  Работая оружейником, всё свободное время он посвящал  орнаментам, вплетая в композиции птиц, листья, цветы, добавляя традиционным узорам оттенки, объём, создавая новую узорную графику.

В 1925 г. Амета Османовича пригласили в Париж на международную выставку декоративных искусств, где его работы были удостоены серебряной медали. Созданные в его оружейной мастерской изделия экспонировались в сентябре 1927 г. в Москве на выставке искусств национальностей СССР.

С 1934 г., после конфискации мастерской и инструментов, Амет Калафатов полностью посвятил себя традиционному орнаменту. В мае 1935-го он принимал участие в Московском музее восточных культур на выставке татарского и караимского искусства, в 1937 и 1939 гг. на выставках в Симферополе, в 1938-м в Ялтинском восточном музее.

В 1938 г. орнаменты Калафатова приобрёл отдел восточных культур Третьяковской га-лереи, пять орнаментальных композиций, выполненных на деревянных досках, приобрёл Ленинградский (ныне Российский) этнографический музей, десять орнаментальных композиций пополнили Симферопольский художественный музей. Образцы орнаментов А. Калафатова для Московского Дома народного творчества были приобретены П.Я. Чепуриной.

А. Калафатова приглашали в г. Бахчисарай для создания орнаментальных росписей в период реставрации Ханского дворца-музея. Его работы хранятся в крупных музеях мира: Париже, Лондоне, Петербурге, Пекине, Москве.

Амет Калафатов, сотрудничая с редакцией газеты «Красный Крым», создавал крымскотатарский национальный орнамент для обложек книг и журналов.

С 1936 по 1938 гг. выполнял графические работы орнаментального характера для газет.

Орнаменты Калафатова, созданные на основе крымскотатарского народного искусства, широко использовались в Крыму разными художественными кустарными артелями и некоторыми ткачихами и вышивальщицами.

Орнаменты, приобретенные до Великой Отечественной Симферопольском художественным музеем, погибли вместе с другими экспонатами во время бомбёжки, когда их пытались эвакуировать из Крыма. Но сохранились орнаментальные росписи в Бахчисарайском ханском дворце-музее, где он участвовал в реставрации.

В годы войны Амет Калафатов вновь украдкой собирал оружие для партизан, а в декабре 1941-го 81-летний мастер спас ребёнка. Четырёхлетняя Эльвира вместе с мамой и другими евреями шли мимо их дома на улицу Студенческую № 13, где фашисты устроили для них сборный пункт перед казнью в противотанковом рву на Феодосийском шоссе.

Амет-уста (мастер) стоял у калитки своего двора, встретившись глазами с мамой девочки, он приоткрыл дверь, и мама втолкнула туда дочь. Девочка жила в большой семье мастера, через несколько лет её удочерили бездетные соседи-армяне. Вместе с ними Эльвира в 1944-м уехала в депортацию. Но об этом, как и об освобождении Крыма, о депортации, о Победе в Великой Отечественной войне Амет Османович так и не узнал — его не стало в 1942-м.

Крымскотатарское кладбище в районе нынешних улиц Футболистов, Крылова, Училищной – уничтожено после депортации.

По стопам деда пошли его внуки и правнуки: Мансур Ваапов (ныне покойный) руководил в Самарканде (Узбекистан) художественной мастерской, Риза и Рустем Вааповы – художники-оформители, Галактионова Диляра и её дочь Эльвира – художницы-золотошвейки, Галимов Асан (ныне покойный) – художник, член Союза художников и Союза мастеров Украины, Галимов Мурат – высококлассный мастер-прикладник по металлу, Галимовы Мустафа, Амет и Рефат – также мастера по металлу.

                                                          Абдураманова Ш.А.,

методист ГБУ РК КМКИН

Галерея

RU   QT
Обратная связь