Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Хыдырлез байрам

       Сегодня мы хотели бы рассказать вам об одном из традиционных праздников крымских татар — Хыдырлез, имеющем глубокие корни, уходящие вглубь веков.  Это есть наследие сложной этнической истории народа. По традиции весенние  посевные работы завершаются вместе с праздником Хыдырлез, который  ежегодно  отмечается в первую пятницу мая месяца, а его название  состоит из  имён двух мусульманских  святых: Хыдыра и Ильяса.

Хыдыр –постоянно поддерживает у людей веру в Аллаха, оказывает помощь тонущим людям, помогает тушить пожары,  ограждает   от краж и злых духов.

Ильяс – проповедник, по преданию, Аллах даровал ему власть над громом,  он контролирует источники воды, покровительствует  всему животному миру.

 Хыдыр и Ильяс путешествуют по всему миру, помогая  людям.

Хыдыр  начинает обход земли справа, а Ильяс  обходит её слева. Встречаются они там, где уже закончились весенние посевные работы.  У крымскотатарского народа существует предание, если человек в своей жизни хоть один раз встретил Хыдыра и Ильяса, или,  хотя бы, увидел их во сне,  то ему всю жизнь будет сопутствовать удача. С течением времени это словосочетание стало восприниматься, как приход Хыдыра. В мусульманской мифологии Хыдыра представляют одетым в зелёный или белый плащ с орнаментом из весенних цветов, на голове  у него красный калпак, обвитый зелёным шарфом.

Накануне  праздника хозяйки затевают большую уборку в доме, т.к. по преданию,  Хыдыр  посещает только чисто убранные  дома.  Мужчины  идут на кладбище, скашивают  там траву и  приводят  в порядок могилы усопших близких. Хозяйки   выпекают пироги — кобете и къалакъай.  А ещё вечером хранительницы семейного очага  рассыпают горсть пшеницы на подоконнике, так как она является символом плодородия,  этот символический жест предполагает богатый урожай в году. Каждая семья в этот день старается посадить дерево или цветы. В день праздника, утром, после молитвы, сельчане собираются на поляне около родника. Девушки катаются на  высоких качелях, обвитых весенними полевыми цветами.  Повсюду слышатся песни, молодые люди перекидываются шуточными народными песнями-частушками — чынъ и мане,  исполняя весёлые народные танцы. Мужчины и юноши проводят спортивные состязания по национальной борьбе куреш, другая часть молодёжи  в это время наслаждается скачками на лошадях. Обычно на этом празднике  девушки и парни  знакомятся друг с другом, то есть, проходят как бы своеобразные смотрины. Кульминацией праздника является перекатывание испечённого къалакая. Самому престарелому и уважаемому  жителю села представляется честь спустить къалакай с горки. По народным приметам,  если къалакай при этом  упадёт на лицевую сторону, то в этом году  урожай уродится богатым, а наоборот — год предвидится неурожайный.  Всеобщее веселье завершается обязательным исполнением народного танца крымских татар – Хоран.

Айше Меметова,

научный сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

В рамках празднования этого дня, библиотека  Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия подготовила выставку книжных изданий.

RU   QT
Обратная связь