Сегодня мы хотели бы рассказать вам об одном из традиционных праздников крымских татар — Хыдырлез, имеющем глубокие корни, уходящие вглубь веков. Это есть наследие сложной этнической истории народа. По традиции весенние посевные работы завершаются вместе с праздником Хыдырлез, который ежегодно отмечается в первую пятницу мая месяца, а его название состоит из имён двух мусульманских святых: Хыдыра и Ильяса.
Хыдыр –постоянно поддерживает у людей веру в Аллаха, оказывает помощь тонущим людям, помогает тушить пожары, ограждает от краж и злых духов.
Ильяс – проповедник, по преданию, Аллах даровал ему власть над громом, он контролирует источники воды, покровительствует всему животному миру.
Хыдыр и Ильяс путешествуют по всему миру, помогая людям.
Хыдыр начинает обход земли справа, а Ильяс обходит её слева. Встречаются они там, где уже закончились весенние посевные работы. У крымскотатарского народа существует предание, если человек в своей жизни хоть один раз встретил Хыдыра и Ильяса, или, хотя бы, увидел их во сне, то ему всю жизнь будет сопутствовать удача. С течением времени это словосочетание стало восприниматься, как приход Хыдыра. В мусульманской мифологии Хыдыра представляют одетым в зелёный или белый плащ с орнаментом из весенних цветов, на голове у него красный калпак, обвитый зелёным шарфом.
Накануне праздника хозяйки затевают большую уборку в доме, т.к. по преданию, Хыдыр посещает только чисто убранные дома. Мужчины идут на кладбище, скашивают там траву и приводят в порядок могилы усопших близких. Хозяйки выпекают пироги — кобете и къалакъай. А ещё вечером хранительницы семейного очага рассыпают горсть пшеницы на подоконнике, так как она является символом плодородия, этот символический жест предполагает богатый урожай в году. Каждая семья в этот день старается посадить дерево или цветы. В день праздника, утром, после молитвы, сельчане собираются на поляне около родника. Девушки катаются на высоких качелях, обвитых весенними полевыми цветами. Повсюду слышатся песни, молодые люди перекидываются шуточными народными песнями-частушками — чынъ и мане, исполняя весёлые народные танцы. Мужчины и юноши проводят спортивные состязания по национальной борьбе куреш, другая часть молодёжи в это время наслаждается скачками на лошадях. Обычно на этом празднике девушки и парни знакомятся друг с другом, то есть, проходят как бы своеобразные смотрины. Кульминацией праздника является перекатывание испечённого къалакая. Самому престарелому и уважаемому жителю села представляется честь спустить къалакай с горки. По народным приметам, если къалакай при этом упадёт на лицевую сторону, то в этом году урожай уродится богатым, а наоборот — год предвидится неурожайный. Всеобщее веселье завершается обязательным исполнением народного танца крымских татар – Хоран.
Айше Меметова,
научный сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия
В рамках празднования этого дня, библиотека Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия подготовила выставку книжных изданий.