Учредитель Министерство культуры Республики Крым

КРЫМСКИЙ ЮРТ

Духовная культура Крымского Юрта

Ранее мы упоминали о том, что в период средневековья город Солхат — Къырым (Старый Крым) благодаря своему политическому и экономическому положению, получил славу одного из самых величественных городов своего времени. Однако помимо развития инфраструктуры, городской культуры и торгово-экономических отношений Крымский Юрт был высоко развит и духовно.

Широкое распространение мусульманского вероучения характеризуется активизацией образовательных процессов и появлением новых культурных центров в мусульманском мире. Одним из таких центров являлся и город Къырым. Расположенное в городе учебное заведение — медресе, очевидно не ограничивало образование только в рамках узко богословских наук. Преподавались право, логика, филологические дисциплины и др. На протяжении XIII-XIV веков в столице Крымского юрта находились и работали целая плеяда авторитетных мусульманских ученных.

Доподлинно известно, что в этот период создаются литературные памятники, представляющие общемировую ценность. В частности, это поэма на сюжет коранической легенды о Юсуфе и Зулейхе принадлежащая Махмуду Къырымлы (XIII в.). Этот сюжет является одним из часто встречаемых в исламской литературе. Он присутствует в Коране, где соответствующему преданию посвящена отдельная сура (№ 12, «Юсуф»). История любви Юсуфа и Зулейхи охарактеризована здесь как «прекраснейшая из историй. Поводом этому послужила личность главного персонажа – пророка Юсуфа, по религиозным преданиям считающегося самым прекрасным человеческим созданием. Произведение сохранилось в переводе с «крымского» (дештикыпчакского) языка на тюркский, было сделано младшим современником автора поэтом Халиль-оглу Али. 

Еще один литературный памятник общемирового значения был написан предположительно между 20-40 годами XIV века в городе Къырым. Это 800-сот страничный поэтический трактат «Календер-Наме», принадлежащий перу  Эбу-Бекра Календера.  Сам ученый являлся выходцем из Анатолии, но долгое время прожил в Крыму. Произведение представляет собой богословский труд, посвященный самым разным вопросам суфийской доктрины, написанный в стихотворной форме на персидском языке. Это произведение является яркой демонстрацией средневековой религиозной мысли и на сегодняшний день является богатым источником информации для научных исследований.

Говоря о письменном наследии, мы обязаны упомянуть о древнейшем памятнике крымскотатарского языка – Кодекус Куманикус (Codex Cumanicus). Он считается единственным письменным памятником кыпчакского языка, был создан в Крыму в начале XIV века (?) итальянскими миссионерами. Памятник составлен на основе разговорного языка западной ветви кыпчаков, он включал в себя практический словарь кыпчакского языка, в котором упоминаются слова повседневного обихода и специальная терминология по вопросам торговли, религии, астрономии и т. д. Единственный список храниться в библиотеке собора Святого Марка в Венеции.

Кадыров Р.Р. Заведующий Музеем истории и археологии

                              г. Старый Крым

Галерея

RU   QT
Обратная связь