История ансамбля «Хайтарма» неразрывно связана с именем Февзи Билялова, заслуженного артиста Узбекской ССР, народного артиста Узбекистана и Украины.
Февзи Билялов родился 18 августа 1932 г. (по документам 30 декабря 1936 г.) в Крыму, г. Севастополь.
Его отец Муждаба Билялов в мирное время был председателем сельсовета. В годы Великой Отечественной войны воевал на фронте, защищая Родину.
Благодаря матери Эмине Биляловой, любившей петь, Февзи приобщился к народному искусству крымских татар и мечтал стать музыкантом.
В 1944 году в результате депортации крымских татар Февзи Билялов с семьёй оказался в Самаркандской области Узбекистана. Здесь, после окончания семилетки, поступил в техникум.
В 1956 году продолжил обучение в сельскохозяйственном институте имени Мичурина, но любовь к творчеству и песням всегда жила в его душе и ни на миг не покидала музыкальную натуру Февзи Билялова. И уже в эти годы он начинает выступать в составе самодеятельного ансамбля В. Муртазаева, где будущий народный любимец пел, танцевал, играл в спектаклях. Но все же заветной мечтой Февзи Билялова было желание петь на большой сцене для своего народа.
В 1957 году Ф. Билялов успешно проходит прослушивание в крымскотатарский ансамбль песни и танца при Узбекской эстраде под руководством Ильяса Бахшиша, становится его солистом-вокалистом и переезжает в Ташкент. Здесь он поступает в Ташкентский государственный театральный институт имени Н. Островского, который окончил в 1967 году. Работая в ансамбле «Хайтарма», за короткий срок становится известным исполнителем народных песен. Певец непрерывно работает над собой, своим репертуаром и творчеством. Осваивать приемы народного искусства ему помогали корифеи национального искусства Сабрие Эреджепова и Эдие Топчи. Как молодой исполнитель, Февзи Билялов, набираясь опыта, прислушивался к их мнению, высоко ценил рекомендации в исполнении народного репертуара. И как результат — безграничная любовь соотечественников к его творчеству.
«Салгъыр бою» (По реке Салгир), «Порт-Артур», «Байдарава еллары» (Дороги Байдарской долины) и другие крымскотатарские песни в исполнении Февзи Билялова в те годы воодушевляли и вселяли надежду на лучшее.
Еще при жизни Февзи Билялова называли «халк бульбулю» — «соловей народа». Перед творчеством будущей знаменитости преклонялись тысячи поклонников разных поколений, а песни, исполненные певцом со сцены, были тем источником, который грел и возрождал народную душу. Обретая новую жизнь, песни становились популярными, и, как говорится, «уходили в народ». Одним словом, концерты ансамбля «Хайтарма» с участием Февзи Билялова всегда были долгожданным праздником для его народа, находящегося в местах депортации, далеко от родного Крыма. На сцене зрители видели артиста с неповторимым летящим голосом, который своим пением объединял и поднимал дух крымских татар, помогая ощутить незримую связующую нить с Родиной.
В 1970 г. Февзи Билялов стал художественным руководителем ансамбля «Хайтарма».
В 1974 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный артист Узбекской ССР».
В 1978 г. поступает на работу в Узбекский мюзик-холл к Батыру Закирову — известному певцу, народному артисту Узбекистана, и через пять лет возвращается в родной коллектив ансамбля «Хайтарма».
1989 г. – присвоение звания «Народный артист Узбекистана» и назначение художественным руководителем ансамбля «Хайтарма».
1993 г. – присвоение звания «Народный артист Украины».
В 1987 году на страницах журнала «Театральный Узбекистан» композитор Мемет Арсланов, близкий Февзи Билялову по духу, и работавший с ним бок о бок, в честь его пятидесятилетия писал: «Истоки творческого успеха певца кроются в постоянном стремлении к совершенствованию мастерства, в неповторимости прекрасного голоса, вобравшего все очарование напевов родного края».
8 августа 1999 года Февзи Билялов ушел из жизни.
В общей сложности, 40 лет своей жизни легендарный певец посвятил служению искусству, из которых 36 были отданы ансамблю «Хайтарма».
Джемилева С. М., заведующая отделом научно-экспозиционной работы ГБУ РК КМКИН