Учредитель Министерство культуры Республики Крым

Путешественники о традиционном костюме крымских татар в XVI-XIX вв.

Сложившийся на протяжении многих веков традиционный костюм крымских татар представляет собой уникальный объект культурного наследия. В нем всегда отражалась эпоха, духовные ценности, верования, быт и обычаи народа. Кроме того, традиционная вышивка, украшающая одежду, заложила в себе культурно-генетический код.

Благодаря своим сочинениям, отечественные и зарубежные вояжеры, несмотря на субъективность, свойственную для многих путешественников рассматриваемого периода, оставили немало сведений, описывающих традиционную культуру крымских татар, неотъемлемой частью которой выступает народный костюм.

Одно из первых упoминaний o трaдициoннoм крымскoтaтaрскoм нaрoднoм кoстюмe встрeчается у  пoслa  Вeликoгo княжeствa Литoвскoгo в Крымскoм хaнствe, мeмуaристa-этнoгрaфa  XVI вeкa Михaлoнa Литвинa, кoтoрый сoстaвил зaписки «O нрaвaх тaтaр, литoвцeв и мoсквитян», гдe гoвoрится: «У татар длинные туники без складок и сборок, удобные, легкие для верховой езды и сражения; их белые остроконечные войлочные шапки сделаны не для красоты; их высота и блеск придают толпам [татар] грозный вид и устрашают врагов, хотя почти никто из них не носит шлемов…» [3, С. 75].

Фрaнцузский вoeнный инжeнeр и кaртoгрaф XVII века Гийoм Лeвaссeр дe Бoплaн писaл oб oдeждe крымских тaтaр тaк: «Одеяние Татар состоит из короткой бумажной рубахи, покрывающей тело на ½ фута ниже пояса; из портов и шаровар, иногда суконных, а более пестрых бумажных. Храбрейшие носят пестрый бумажный кафтан и сверх оного надевают кафтан суконный, подбитый лисьим или собольим мехом; голову покрывают меховою шапкою; сапоги носят красные сафьянные, но без шпор…» [1, С. 43].

Учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник второй половины XVIII в. Пётр Симон Паллас замечал отличия в одежде крымских татар равнинной части полуострова. Так, по его словам, у молодых мурз, в отличие от пожилых, рукава верхней одежды были короткие и разрезанные. У последних – закрытые. Были описаны также обувь, мужские головные уборы, а также женский костюм [4, С. 149-150].

Географ, натуралист и академик Василий Федорович Зуев, ученик Петра Палласа, изучая крымский полуостров в конце XVIII в., находил общее сходство в мужском и женском костюме крымских татар: «На теле поверх рубашек мужчины и женщины носят казакины; с узкими рукавами, застегиваемые до шеи, как на теле, так и в рукавах в обтяжку. Нижнее платье составляют широкие шаровары, а на ногах желтые носки и сафьяновые туфли. Когда же выходят из дому, то летом мужчины и женщины носят наподобие полных халатов, сделанные из зеленого сукна кафтаны, а зимой мужчины одни такого же покроя шубы…» [6, С. 170].

Большой вклад в изучение этнографии крымских татар внес зоолог и естествоиспытатель Густав Иванович Радде. В его очерке «Крымские татары», впервые опубликованном в 1856-1857 гг., подробно описан традиционный костюм: мужской, женский и детский. Исследователь отмечал: «Татары одеваются красиво, иногда даже живописно. Обыкновенный костюм крымского татарина составляют: куртка, широкие шальвары, стянутые поясом, и баранья шапка или красная феска на голове…» [5, С. 9].

 В начале XIX столетия английская путешественница Мери Холдернесс в труде «Заметки о нравах и обычаях крымских татар (написано в течение четырех лет проживания среди этих людей)» подробно описала традиционный мужской и женский костюм крымских татар. Она отмечала: «Одежда женщин состоит из пары шаровар, завязанных на щиколотке и свободно ниспадающих до пятки; сорочки и стёганого платья, сшитого либо из турецкого шелка, либо из хлопка, либо из золотой или серебряной парчи, в зависимости от ранга и состояния владелицы. Шапочка (фес), которую носят девушки, изготовлена из красной ткани, обшитой золотой бахромой или (среди крестьян) небольшими золотыми монетами (пул, пулчыкълар), из которых они также делают ожерелья…Замужние женщины носят на голове большой тонкий турецкий муслиновый платок, концы которого свисают сзади вниз, а поверх этого накидывают белую вуаль (марама, фырланта), без которой будет неприлично, если её увидят. Когда они выходят на прогулку, то надевают большую накидку из очень тонкой шерстяной ткани, которую они прядут сами (фередже); эта накидка перекидывается через голову и свисает почти до лодыжек…» [2, С. 242].

Таким образом, ознакомившись с приведёнными описаниями исследователей, можно представить самобытный и оригинальный традиционный костюм крымских татар того периода, являющийся одной из частей наследия культуры прошлого, богатых традиций, образа жизни народа.

Литература:

1. Боплан Г. Л. Описание Украины / Пер. с франц. – СПб.: Типография Карла Крайя, 1832. – 203 c.

2. Заметки о нравах и обычаях крымских татар (написано в течение четырех лет проживания среди этих людей) // Крымское историческое обозрение. – 2021. – № 1. – С. 238-260.

3. Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян / Перевод В. И. Матузовой. Отв. ред. А. Л. Хорошкевич. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 151 с.

4. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / Пер. с нем. – М.: Наука, 1999. – 246 с.

5. Радде Г.И. Крымские татары / Г.И. Радде. – СПб.: Досуг и дело, 1879. – 52 с.

6. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М.А. Араджиони, А.Г. Герцен. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. – 768 с.

Керимова Алие Талъатовна, научный сотрудник

ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия»

RU   QT
Обратная связь